Из свадебных и родинных обычаев Хотинского уезда

Автор: admin

Представляємо читачам сайту цікавий історичний матеріал про весільні та родинні звичаї нашого краю в часи кінця ХІХ — початку ХХ сторіч. Матеріал публікується на сайті на мові оригіналу, адже у перекладі на українську мову він напевне втратив би свою оригінальність. В цьому Ви самі зможете пересвідчитися, коли почитаєте його.

***********************

Сватанье. На свадьбе главные участники ея носят следующие названия: жених и невеста — «молодой», «молода», посаженые — «батько», «матка», шафера — «дружбы», дружки — «дружки», сваты — «старосты», свахи — «свашки».

Сватать идут два старосты в дом родителей невесты, где и говорить: «Почему вы не спросите зачем мы пришли?» — «Потому что вы не мальчики, а люди почтенные, и мы ждем вашего слова». Затем идут переговоры, условливаются о сроке для «заручиня» и свадьбы, спорят о приданом, торгуются, ссорятся, мирятся и т. д. Все, что решено и обещано родителями старостам, всегда потом выдается, хотя бы через 2 — 3 года; но почти не было случая отказа потом выдать дочери обещанное.

Свадьбы бывают: 1) обыкновенные, 2) «вкупи» или 3) «крадижом». Первые характерны тем, что здесь идут расходы отдельно у родителей «молодого», отдельно у род. «молодой», (музыка, угощения и т, д.). На свадьбе второго вида оба дома для сокращения трат делают все сообща (1 музыка, 1 угощение). В свадьбе третьего вида невесту «крадут» — или потому, что родители ее не согласны на брак, и она уходить в дом жениха, где и живет у его родителей до свадьбы; или же иногда это делается и с общего согласия, т.е. «крадут» невесту с согласия (тайного) ее родителей, чтобы последние не участвовали в свадебных расходах; потом они молодым выплачивают ту сумму, которая иначе пошла бы на угощения и подарки гостям.

На сватании на вопрос родителей о желании выйти замуж девка должна «соромиться» и говорить, что «согласна по приказанию родителей». Сватам дарят «рушники и щедро угощают. Невеста и жених обмениваются «знаками». Он требует от нее дорогую вещь: шелковый платок, новое платье, шубу (летом) и т. д., чтобы она потом ему не отказала, выйдя за другого. В таком случае ее «знак» ей не возвращается.

Бывает, что давшая «знак» сватается другим, более милым для нее женихом, и тогда она последнему горько плачет, причитает: «отчего раньше не сватал», теперь уже она должна идти за первого, потому что дала «знак», стоящий 5—10—20 руб., и для спасения ценной вещи приносится в жертву чувство.

Но иногда, узнав, что такая-то засватана, — другой парень перебивает, откупает ее у получившего «знак» или же платить за утраченную вещь и за расходы по угощению сватов и таким образом сам женится.

Обручение (без священника). На «заручные» берут полное сито жита, в которое прячут кольца; жених и невеста разом выхватывают по горсти жита; если кольца не попадаются — нехорошо; если до 3-хъ раз кольца попадутся невесте — ее, а жениху — его — нехорошо. Если невеста выхватить его кольцо, а он ее — то это хороший знак.

Невеста обвязывает руки старостам ручниками или платками, при чем их присутствующие спросят: «Что это вас вяжут? Провинились или прокрались вы что ли?» Они отвечают: «Прогрешили мы, прогрешили». Жених туго перетягивает на себе пояс; невеста подходить к нему с «ширинкой» (вышитым ручничком). Гости спрашивают: «А ну, чи годна снип завязаты»: да умеет ли она снопы вязать на жатве — вообще хорошая да работница? Жених надумается, а невеста старается сильным и ловким движением заложить ему за пояс «ширинку». Если это ей быстро удается — хвалят: «Годна, годна снопы вязать!»

Потом просят всех за стол «пить слово». Старосты спрашиваюсь: «Та на який то мы счет пыты будемъ? Що с того буде? Коли не висиля?» Во время угощения условливаются о дне свадьбы и подробно обсуждают какой кому расход и т.д. После этого уже свадьба не может расстроиться, т.-к. уже «пили слово» и совершено обручение (церемонии с кольцами, житом, ширинкой и т. д.).

Подарки, приданое, расходы. За неделю или 2 до свадьбы жених и невеста вдвоем на целый день отправляются «в мисто» за покупками. Это самый ожидаемый и любимый день. Закупают все нужное: подарки гостям, одежду и т. д.; он ее угощает и, смотря по состоянию и по симпатии, щедро одаривает. Вечером когда он ее привозить и за ней выгружает покупки — подруги сбегаются смотреть что именно она получила. Они тоже получают конфеты, яблоки, орехи и т. д.

Обязательные подарки на счет жениха: невесте платье, «покрывало» (платок), обувь, венок, кольцо, серьги, бусы и друг. Мелочи, ленты и т. д. Ее матери бурнус и башмаки или же матери бурнус, а отцу чоботы. Посаженной матери что-нибудь (платок). Он же платить священнику за венчание (от 8 до 25 рублей) и нанимает музыку от 6 до 40 руб. (По 1 руб. священнику обязаны дать и посаженые).

На счет невесты и ее родителей: ручники, «пестимлэлы», т.е. платки, идущие на «дары», числом от 40, 50 до 100. Угощения. У каждой девушки за год и 2 до свадьбы уже заготовлены домотканые ручники, из них часть с вышитыми концами, большие, малые, средние — на разные цены. Рубаху для жениха и для его матери она шьет из домашнего полотна и красиво расшивает.

На свадьбе (среднего состояния) расходуется 25 — 40 ведер вина и 5 ведер водки, иногда еще пиво. Вина покупают целый антал в Кодрях, Аккерманского уезда (за 100 верст). Кодри — село, где почти все крестьяне имеют виноградники. Цена вина 70, 80 коп. и до 1 р. 20 за ведро. Перед свадьбами специально несколько подвод едут в Кодри, везя пустые бочки (анталы) для вина. Зажиточные хозяева щеголяют обилием угощений. Если невеста хорошая работница, то у нее большое приданое, много «дзестр» ковров, полотна, подушек и одежды. Приданое сложено в большой «скрын» — (сундук). Когда после свадьбы молодой является, чтобы увозить к себе жену и ее «скрыню», то сестра ее садится на этот сундук и «не дает». Дружбы выносят из хаты сундук с сидящей на нем девочкой и та уходить только получивши от «молодого» выкуп (подарок или деньги 10 — 20 коп.). Брать молодой, мальчик, старается вскочить на коня «молодого», и тот должен и своего коня «выкупить», бросив горсть карамели или монету.

В понедельник еще приходят гости и продолжается попойка, но уже каждая гостящая чета приносить с собой 1/2 ока водки (чтоб облегчить хозяевам расходы по угощению).

На «маса мари» (см.ниже.) во время «витания» гости и родные сбрасывают молодым на тарелочки 40 — 50, иногда до 100 рублей.

Венец. В субботу с утра дружки с невестой ходят по селу «с колачами» и приглашают родных и знакомых «до винка», т.е. присутствовать при церемонии возложения венка. В каждой хате невеста оставляет колачи и получает подарок (полотна, курицу, ручник, пряжу и т. д. или деньги—15-30 коп.).

Вечером родные собираются и уже приводить музыкантов.

Невесту сажают «на посад» на подушку, под которую положен «кожух» (полушубок). Батько первый, а за ним все родные по кусочку расплетают ее косу, причем дружки поют, музыка играет очень заунывно и протяжно, невеста плачет. Батько с маткой берут (не голой рукой, а через платки) Венок и кладут ей на голову, приговаривая пожелания и благословения. Дружка укрепляют на голове венок. После невесты на подушку спешить сесть одна из дружек (чтоб скоро замуж выйти).

Если свадьба «вкупи», то сперва «на посад» сажают жениха, все родные его чешут гребнем и ему пришивают на грудь цветы (тоже назыв. «венок»). Потом «на посади» невеста, а затем обоих уже в венках батько 3 раза обводить (держа их не голой рукой, а за белые платочки) вокруг стола, на котором по углам поставлены колачи, соль, горят восковые свечи (воткнутые в хлеб) и украшено все это барвинком. На всех углах остановка, крестятся и целуют колачи. Потом к столу сажают на подушки жениха и невесту, произносят пожелания, наставления и отпускают затем танцевать до утра. Старшие всю ночь угощаются. Ночью несколько раз дружбы приглашают молодежь от танца в хату, спрашивая его желает поесть. Если желающее отделяются, то с ними в хату идут и «молодые», которые садятся у стола. Гости входящим кланяются, потом их угощают, а они сбрасывают на тарелку деньги и опять все идут танцевать.

Перед венчанием в воскресенье с утра свашки относят в сите подарка от невесты к жениху и его родне от него— ее родным. Получивший подарок бросает в сито «горсть денег» около 15 — 20 коп., но все по 1/2 и по 1 коп. Свашки встряхивают деньгами в сите и поют, хваля богатство молодого или молодой. Рубаха, шитая невестой жениху — называется «камеша ди конония нирилуй». Платок, который жених дарить невесте и которым ее после свадьбы покрывают — «пестымэл».

Перед отъездом к венцу матка следить, чтоб воротник был на женихе расстегнут. Если манжеты рукавов на пуговицах, то и их расстегивает.

Подъехав к хате за невестой, жениха (на коне верхом) дружбы подводят к сеням; дружки платочками отгоняют, а невеста, стоя на пороге внутренней комнаты, смотрит на жениха «сквозь колач». 2 раза дружки отгоняют, на 3-й невеста бросает на коня ковер и подает жениху воды, а он ей бросает рубль. Тот пьет и остаток льет через свою голову назад на окружающую толпу. Жених, спешившись, выводить невесту к повозке; публика подзадоривает: «А ну, чи годень сноп подбросить, стог вершить?» Жених старается одним взмахом «выкинуть» на повозку упирающуюся невесту; возле нее садится матка с подушечкой в руках; жениха верхом дружбы (ведя его лошадь под уздцы) 3 раза обводить вокруг повозки и каждый раз он «кончуком» ударяет» невесту по голове; матка прикрывает ее голову подушечкой и просить: «Не бей, фине» (фин — венчальный сын). Публика кричит: «Бей больнее, чтобы слушалась мужа». Мать ее кропить весь поезд свадебный свяченой водой пучком васильков. Едут в церковь: впереди невесты с посажеными и возле жених верхом; затем дружки и возле верхами дружбы; затем гости и сзади музыканты.

В церкви, стоя на ручнике, невеста, если хитрая, старается стать на ногу жениху, а он настороже и прячет «чоботы» подальше, чтоб она не была «старшей в доме». При возвращении из церкви кто-нибудь в селе поджидает и «переливает», т.е. под ноги лошадям и на колеса повозки льет ведро воды; ему за это дают денег, т.к. это счастье принесет.

После венца. Танцы и угощения чередуются. Когда все пообедали (по очереди, т.к. хата не вместить разом всех), дружбы идут ловить «молоду»; она несколько раз вырывается и возвращается к танцу. Наконец ее силой дружбы ведут в хату «покрывать»; она упирается ногами и руками в косяки дверей, рвется, плачет. Ее садят на лавку, перед ней столь с хлебом и брынзой; за ней на лавку становятся дружки. Бабы стоять сбоку, поют все-таки песня. Музыка в сенях заунывно играет. Расстояние от двери (открытой в сени) до стола свободное; по нем, приплясывал, приближается брать невесты, держа на двух камышинках платок; невеста, опустив голову на столь, рыдает; дружки платочками машут над ней и гонять брата до 3-х раз; тот отступает к двери и опять идет, наконец, набрасывает с камышинок на голову невесте сверх венка платок. Дружки стараются сбросить, но бабы кидаются, гонять дружек, свалка, толкаются и обвязывают платками голову невесты «по-бабски». Приходить жених с дружбами; он через столь подмышки перетягивает жену и уводить танцевать. Дружки садятся за столом; дружбы зовут их в танец, они отказываются; тогда каждый дружба выбирает себе дружку и предлагает ей денег 1 коп., 2, 3 и т. д., торгуются и, наконец, за 15 — 20 коп. она согласна. Он ей бросает деньги и, перетянув ее «пид пахи» (подмышки) через стол, уводить в танец. Послe церемонии «покрытия молодой» брать должен переломать обе камышинки и бросить» на крышу хаты. Потанцевав еще — молоду «забирают», т.е. везут или ведут в дом молодого, где его родители встречают хлебом-солью, она же земно кланяется всем его родственникам.

Опять танцы и вечером ужин — «маса мари». За стол садятся только «молодые» и старшие родные и женатые и замужние гости. Молодежь танцует на дворе и затем расходится. Неутомимые музыканты идут в сени и там играют после ужина при «витании». Витают всех родных, потом гостей: молодые становятся сбоку стола, держа тарелочки (не голой рукой, а платочками); возле них ее мать с «дарами» — (ручники и платки). Староста с двумя полными рюмками (который дает на тарелке молодым) выкликает: «Где-то здесь есть наш дядя (или брать, отец и т. д., кум, сват) — имя и фамилия — откликнись («дайте ся чуты!») Названный встает, берет у молодых 2 полные рюмки (не голой рукой, а поданным матерью невесты «даром» платком или ручником) и с ними танцует; обойдя хату, подходить к своей жене; она берет у него 1 рюмку, и оба танцуют, пьют и бросают на тарелочки по 3 р., 1 р. или мелочь. Или заявляют: «Даруем овцу (или тёлку или столько-то дубов (на хату), столько-то хлеба)». Староста на стене отмечает сколько чего подарено. Иногда сев на свое место, тот, кого уже «витали», кричит: «Жалаю соби», т.е. еще хочет что-то подарить, и тотчас церемония с рюмками и танцами повторяется. Расходившийся богач иногда по 6 — 7 раз «желает» чтоб его «витали» к большей радости публики. После «маса мари» матка уводить молодых в чужую хату, а гостей берет к себе; музыка тоже переходить к матке в ее дом, и там свахи беснуются, пляшут, величают матку, которая их угощает.

В четверть отец и мать молодой идут ее навестить в дом мужа, где собрались его родители и родные и приготовлен маскарад: старую бабу увешивают лохмотьями, мажут лицо сажей, треплют волосы и т.д., и когда родители, войдя, спрашивают: «А где тут наша дочь?», им выводят эту бабу. Те причитают: «Что из нашей «дытыны» стало? мы дали вам «квиточку» (цветок) и что вы сделали?» и т. д. Уродливая баба кривляется, все хохочут. Потом выскакивает молодая, вся в обновах, веселая и нарядная. Начинается пирушка и угощение гостей. Бабу выгоняют, но она, умывшись и приодетая, возвращается и ее угощают, «частуют». Поселившись в хате родителей мужа, молодая берется за работу: заметет, но ей велят в первое утро не выносить «смитя» и посылают за водой; когда она приносить воду, свекровь бросает ей в коновку горсть «смитя»; молодая покорно возвращается к колодцу за свежей чистой водой, но ей опять на пороге хаты бросают золовки, деверья и брат сор в воду; так она ходить несколько раз (чтоб доказать покорность), наконец, свекор или муж, выйдя на встречу, закрывает коновку платком и сам вносить воду.

Отец невесты через неделю после свадьбы «берет молодых на хлеб, т.е. приглашает их и посаженых и родных и угощает и дарит телку, овцу, что-нибудь. На свадьбе у брата (брат женит сына или дочь выдает) — родные дяди, тетки, дары принимают, а у сестры, то дары возвращают племянникам и еще от себя подарки прибавляют.

В воскресенье «витают» всех чужих и гостей, а уже в понедельник еще угощение и витают родных. Хороший родной, богатый и дружественный, велит себя «витать» 3—6—8 раз, каждый раз одаривая молодых.

Родины. Когда молодая женщина в первый раз идет «на родыны», то берет миску муки, как и другие бабы, но ее три раза выталкивают во двор, — не пускают будто.

Перед родами бабка «крестит» ребенка, чтоб он легче родился, 3 раза осеняет крестом «чрево» и кропить святой водой и говорить: «Родится хлопец будет Иван, девушка будет Мария». Потом имя дают какое угодно другое. Такой ребенок считается «получившим крест» и если тотчас по рождении умрет, то хоронят его на кладбище. Мертворожденного и не «получившего креста» хоронят где-нибудь. Семь лет он лежит, а через 7 лет вылетает из гроба и просить креста. Если человек слышит над собой стоны, или же птичка вьется и все кричит «креста», «креста», то надо тотчас положить на крест две соломины, натки — даже отрывают кусочки от своей юбки, рукава, платочка и т. д. и кладут на крест. Некрещеный ребенок (умерший 7 лет назад) слетает, хватает эти соломинки, нитки или тряпочки ж несет их на небо, хваляся перед Богом», что он получил уже, выпросил себе крест. Человек же сделавший это — очень большую имеет «поману», и для его души это большая польза.

Если похоронен некрещеный рожденный от девушки ребенок в лесу, то кто станет ногой на то место — заблудится или какую-нибудь неприятность потерпит.

Замужней женщины ребенок, хотя бы и некрещеный, хоронится на кладбище, так как считается что при рождении он «бабкой» окрещен. Бабка до родов крестить мать свяченой водой и 3 раза крестить, говоря: «Хлопец будет Иван, дивчина Мария». Потом дают имя того святого, в какой день родится ребенок. Это чаще всего.

Е. П. Казимир

(Автором этой статьи является Екатерина Казимир – родственница Константина Федоровича Казимира (1860 — 1910), землевладельца с. Вашковцы и др.)

Казимир Е.П. Из свадебных и родинных обычаев Хотинского уезда, Бессарабской губернии // Этнографическое обозрение. – Москва, 1907. — № 1 – 2. – С. 200 – 208.

Матеріал наданий для публікації істориком і письменником О.Мандзяком

Залиште свій коментар