Репрессированные священники и церковнослужители Сокирянщины

Автор: admin

Алексей Мандзяк — автор и составитель29

Аронян Владимир Иванович, родился 15 июля 1901 года в селе Каларашовка Сорокского уезда Бессарабской губернии (ныне в Окницком районе Республики Молдова), в семье псаломщика служившего при Николаевской церкви того же села, Иоанна Феодоровича Ароняна и его жены Февронии Михайловны[1].

В 1944 – 1945 годах служил псаломщиком при Христо-Рождественской церкви села Волошково, которое ныне находится в составе Сокирянского района Черновицкой области. Там же, 24 марта 1945 года арестован сотрудниками Управление Народного комиссариата государственной безопасности Черновицкой области (УНКГБ ЧО). 29 мая 1945 года военным трибуналом войск НКВД Черновицкой области, за антисоветскую агитацию, по ст. 54-10 ч. 2 УК УССР приговорен к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ). Реабилитирован Черновицкой областной прокуратурой 3 июля 1992 года[2].

Гербановский Николай Георгиевич

Гербановский Николай Георгиевич

Гербановский Николай Георгиевич (1876 – 1941), родился в селе Селище Хотинского уезда Бессарабской губернии (ныне в Сокирянском районе Черновицкой области Украины), в семье священника Георгия Яковлевича Гербановского (1843 – 1922). Окончил Кишиневскую духовную семинарию. В 1901 году, 3-го сентября, рукоположен во священника к Свято-Анастасиевской церкви села Непоротово Хотинского уезда. 7 марта 1912 года, согласно прошению, перемещен к церкви Покрова-Богородичной церкви села Селище Хотинского уезда[3].

28 мая 1941 года арестован Кельменецким районным отделом Народного комиссариата государственной безопасности СССР (НКГБ СССР) – как социально опасный элемент, согласно ст. 54-13 УК УССР. Не был осужден. Умер 5 сентября 1941 года в местах временного лишения свободы. Дело прекращено следователем следственным отдела УКГБ при СМ УССР по Черновицкой области 5 декабря 1964 года, в связи со смертью обвиняемого. Реабилитирован Черновицкой областной прокуратурой 27 октября 1989 года[4].

Состоял в браке с Верой Гавриловной (1884 г.р.) – дочь священника села Мендиковцы (современная Алексеевка Сокирянского района).

Демешко Иван Иванович, родился в 1920 году в селе Цибулево (укр. Цибулеве) Знаменского района Кировоградской области Украины. Заочно окончил Институт иностранных языков. Во время немецко-фашистской оккупации служил псаломщиком, а с 1943 года — диаконом в Кировоградской области. В 1945 году рукоположен во священника епископом Одесским Сергеем. В 1946 году переехал в Черновицкую область, где служил в различных приходах[5].

4 марта 1952 года арестован сотрудниками Управления Министерства государственной безопасности СССР (УМГБ СССР) Черновицкой области. На время ареста был настоятелем Петропавловской церкви местечка Сокиряны. 12 июля 1952 года, Особым совещанием при Министерстве государственной безопасности СССР (ОСО МГБ СССР), за предательскую деятельность и антисоветскую агитацию, осужден, по статьям 54-1 «а», 54-10 ч. 2, 54-11 УК УССР на 25 лет лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях[6].

В сентябре 1956 года освобожден со снятием судимости. Далее служил в Черновицкой области. В 1956-1957 годах – в Верхних Становцах. В сентябре 1957 года уехал в Львовскую область[7]. Реабилитирован Черновицкой областной прокуратурой 11 апреля 1994 года[8].

Имел жену и двух детей.

Додевич Николай Федорович, родился в 1903 году на Волыни. Согласно исследованиям историка С.С. Яремчука, в 1912 — 1922 годах Н.Ф. Додевич учился в духовных учебных заведениях г. Кременец, который ныне расположен в Тернопольской области Украины. В 1922-1925 годах работал – частично псаломщиком, а частично служащим в различных советских учреждениях в Шепетовском округе Каменець-Подольской области (ныне Шепетовской район на севере Хмельницкой области). В 1925-1932 годах работал педагогом в Шепетовском округе, а в 1932-1941 годах — в Киеве. В сентябре 1941 года две недели находился в концлагере г. Киева. В феврале 1942 года Киевским епископом Пантелеймоном (Петром Рудиком) рукоположен во священника и служил до сентября 1943 года на Киевщине. С октября 1943 года по июнь 1944 года служил в Дунаевецком районе Каменец-Подольской области (ныне Хмельницкой области). Далее служил при Свято-Покровской церкви в селе Селище Кельменецкого района (ныне в составе Сокирянского района), обслуживая также соседние села Молодово и Васильев.

Арестован 30 декабря 1944 года. После освобождения в

Жерегий Петр Филиппович

Жерегий Петр Филиппович

Черновицкую область не вернулся[9].

Жерегий Петр Филиппович (1906 – 1977), родился 14 декабря 1906 года в селе Корестоуцы Хотинского уезда (ныне в Окницком районе Республики Молдова), в семье исполняющего должность псаломщика (с 8 мая 1902 года[10]) при Свято-Васильевской церкви села Корестоуцы Хотинского уезда, Филиппа Николаевича Жерегия и жены его Софии Николаевны, венчанных первым браком. 2 января 1907 года крещен в церкви где служил его отец, восприемниками были местный священник Василий Михайлович Бырка (Быркэ) (1872–1965) и матушка Феодосия (Теодосия) Афанасьевна, а также псаломщик села Глиная Хотинского уезда Марк Федорович Гроссул[11].

В 1920 году окончил Кишиневскую духовную семинарию. Некоторое время служил дьячком при церкви села Лунга Сорокского уезда. С 1928 года состоял в браке с дочкой известного бессарабского священника М. Гербановского[12].

В 1929 году рукоположен во священника и направлен к церкви Рождества-Богородичной церкви села Михалково Хотинского уезда. 1 июля 1930 года утвержден в должности.[13] В том же году начал учительствовать в местной «народной школе», которая располагалась в его доме. В воспоминаниях старожилов этого села, о. Петр более известный им как Жеряга, «человеком был грамотным, знал украинский, русский, латинский, немецкий и румынский языки».

Служил в селе Михалково при «первых румынах», «вторых румынах» (1941 – 1944 гг.) и во времена Советского Союза. Арестован 20 октября 1948 года. Особым совещанием при Министерстве государственной безопасности СССР (ОСО МГБ СССР), осужден за антисоветскую агитацию, по статьям 54-10 ч. 2, 54-11 УК УССР, к 8-ми годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях[14].

Освободился в 1955 году. С 1956 года снова служил священником при церкви села Михалково[15]. В 1973 году, 7 июля (24 июня), в день праздника Рождества Крестителя Господня Иоанна, награжден палицей. 25 декабря 1974 года реабилитирован Черновицким областным судом. Умер в 1977 году.

Зинкевич Иван Герасимович, родился 6 ноября 1893 года в селе Горка Полонка Луцкого уезда Волынской губернии (теперь в Луцком районе Волынской области Украины), в селе Герасима Зинкевича и Ефросинии. Служил священником в приходе Святого Георгия села Кульчин, которое ныне находится в Киверцовском районе Волынской области. В 1930 годах подвергался репрессиям со стороны польской оккупационной власти: «симпатин украинского националистического движения и руководитель «Просветительского дома» в Кульчине. По отношению к Панству польскому — нелояльный. Священник Зинкевич Иван 31 июля 1938 года во время проповеди в храме в Кульчине сказал: «Враг закрывает церкви на Холмщине», призвал прихожан молиться и поститься за врагов, за что был наказан старостой Луцкого уезда»[16].

В 1945-1947 годах служил священником при церкви села Коболчин Черновицкой области. 15 января 1947 года арестован Сокирянским районным отделом Министерстве государственной безопасности СССР (СРО МГБ СССР). 16 мая 1947 года осужден Черновицким областным судом за антисоветскую агитацию, по статьям 54-10 ч. 1, 54-11 УК УССР, к 5-ти годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Но, 18 сентября того же 1947 года, после пересмотра дела, срок наказания изменен на 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Реабилитирован Черновицким областной прокуратурой 22 января 1992 года[17].

Иванишин Александр Маковеевич

Иванишин Александр Маковеевич

Иванишин Александр Маковеевич (1862 – 1937), родился 30 августа 1862 года в местечке Сокиряны Хотинского уезда Бессарабской области. С детства хорошо знал Святое писание, жития православных святых, а также был обучен грамоте в местной школе. В 1893 году пострижен в мантию с именем Афанасий в Свято-Пантелеймоновом монастыре, также известным как Россикон или Новый Руссик — один из 20-и «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. В 1912 году А.М. Иванишин был вынужден вернуться на родину. Дело в том, что в ноябре 1912 года полуостров был занят войсками Греческого Королевства. Греция фактически аннексировала Святую Гору Афон. До этого, после распада Османской империи существовал проект кондоминиума, то есть участия всех православных государств Европы в управлении Святой Горой. Но решительные действия Греческого правительства и Первая мировая война на не дали осуществиться этим проектам.

По возвращении на родину, он направляется в Московский Богоявленский мужской монастырь, где стал служить в монастырской Пантелеймоновской часовне. В 1920 году о. Афанасий возведен в иеромонаха, а с 1925 года (по другим данным с 1926 г.) стал служить священником при Воскресенской церкви на Семеновском кладбище в Москве. В этот период он стал известен многим верующим Москвы. За его проповедями стали следить представители спецслужб новой атеиствующей власти.

20 августа в 1934 году арестован Управлением НКВД СССР по Московской области, с обвинением — «контрреволюционная антисоветская деятельность». 13 августа 1934 года в Московское управление НКВД, а также в прокуратуру была передана секретная докладная записка, в которой сообщалось, что «проживающий в Москве иеромонах Афанасий, он же, Иванишин Александр Маковеевич, опираясь на широкие круги церковников, развил активную деятельность по подготовке верующих к переходу Церкви на нелегальное положение».

Обвинялся также в том, что якобы выдавал некую Н.В. Иванову-Васильеву за дочь Государя Императора Николая II, Великую Княгиню Анастасию. От «свидетелей» чекистами были получены сведения, что иеромонах Афанасий (Иванишин) «был известен среди широких кругов церковников, как монах-подвижник Старо-Афонского монастыря, имевший значительное количество своих почитателей». «Информатор» подробно показал о нелегальных службах иерея Афанасия на тайных квартирах истинно-православных христиан и его проповедях. Он говорил в них о разрушении и осквернении храмов, об арестах невинных клириков и верующих, о том, что «дьявольские колхозы разорили всех крестьян и сморили голодом», что «рабочие и особенно крестьяне страшно измучены и ждут момента для восстания», а главное убеждал верующих, что «советская власть долго не продержится». При этом, ссылаясь на чудо спасения «наследников царской семьи», отец Афанасий торжественно провозглашал, что «советская власть скоро падет», и наконец «на русском престоле будет император Михаил Александрович».

На допросах иеромонах Афанасий отказался подписать обвинения в создании тайных церквей на квартирах в Москве, проведении нелегальных служб и посвящений в монашество, постоянно отвечая на все вопросы следствия, что ничего не знает. 7 октября 1934 года Александру Маковеевичу вместе и другим обвиняемым было представлено «Обвинительное заключение». Он был приговорен к 5 годам ссылки в Северный край, и 11 декабря 1934 года отправлен в Архангельск. В 1937 году, 22 сентября Иванишин вновь подвергается аресту, с обвинением в контрагитации: «Говорил об уничтожении веры Христовой, утверждал о неизбежности открытия в будущем церквей». Приговорен к высшей мере наказания через расстрел, который был произведен 27 октября 1937 года.

Реабилитирован 12 декабря 1957 года[18]. По другим данным – 16 июня 1989 года[19].

Ковбасюк Гавриил Васильевич (1888 г.р.), образование начальное. После освобождения Сокирянщины от фашистских оккупантов, служил при Рождества-Богородичной церкви села Михалково. 20 октября 1948 года арестован. 26 февраля 1949 года, особым совещанием при Министерстве государственной безопасности СССР (ОСО МГБ СССР), осужден за антисоветскую агитацию, по статьям 54-10 ч. 2, 54-11 УК УССР, к 5-ти годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ). Реабилитирован Черновицким областным судом 25 декабря 1974 года[20].

Кострицкий Афанасий Васильевич (1891 г.р.), родился в колонии Нерушай Бессарабской губернии (ныне село в Татарбунарском районе Одесской области Украины). Окончил Кишиневскую духовную семинарию. 1 мая 1915 года определен псаломщиком к Рождества-Богородичной церкви села Михалково Хотинского уезда. В дальнейшем служил священником в с. Хаджи-Курда – современное село Камышовка Измаильского района Одесской области Украины. 28 апреля 1941 года арестован сотрудниками УНКВД по Измаильской области. Его обвинили по ст.ст. 54-10 ч. 1 и 54-13 УК УССР, в том, что он «был активным членом контрреволюционной фашистской партии кузистов, имел тесную связь с руководством Измаильской уездной организации Руссу и Мунтяну. В 1937 по заданию Мунтяну принял руководство местной организацией партии в селе Хаджи-Курда. Вел контрреволюционную пропаганду в церкви и агитацию против Советского Союза. После установления советской власти проводил антисоветскую работу, направленную на срыв мероприятий партии и правительства в селе. Подстрекал женщин села к открытому выступлению против членов сельсовета с целью их устранения. Высказывал пожелания поражения СССР в возможной войне с Германией …»[21].

В начале войны вместе с другими заключенными Измаильской тюрьмы его направили в Свердловскую область и удерживали в тюрьме № 2 села Нижняя-Тура. В обвинительном заключении от 15 января 1942 года следователь НКВД предлагал расстрелять «попа-кузиста». Однако Особое совещание при НКВД СССР 12 марта 1942 года постановило за участие в контрреволюционной партии заключить А.В. Кострицкого и направить в исправительно-трудовые лагеря на 10 лет. Отбывал срок заключения в Ивдельском лагере НКВД (Свердловская область)[22].

Михайлюк Макарий Николаевич

Михайлюк Макарий Николаевич

Михайлюк Макарий Николаевич (1890 – 1970), родился в селе Рудковцы Подольской губернии (в Новоушицком районе Хмельницкой области Украины), в семье зажиточных крестьян Николая и Палагны Михайлюков. С детских лет много читал, соблюдал пост и часто бывал в церкви. Для молитв уединялся в поле или в лесу. Прислуживал в церкви, откуда его силой забрали на фронт Гражданской войны, где чудом спасся от смерти. Стал священником в родном селе. В 1930 году на Пасху комсомольцы подлили соляной кислоты вместо святой воды в чашу. По опекунство прихожан получил десять лет тюрьмы. С 1945 года служил священником при Архангело-Михайловской церкви селе Ломачинцы Сокирянского района Черновицкой области. Имел большое уважение от односельчан[23].

Михайлюк М.М.

Михайлюк М.Н.

Старожилы Ломачинцев рассказывают очень интересную историю, которая связана с батюшкой Макарием. В середине 1960-х годов, когда колхозникам начисляли трудодни и у мирян практически не было денег, церковь обложили высоким налогом. Где взять деньги? Представители районной комиссии раз за разом приезжали в церковь. Однажды решили забрать батюшку в тюрьму, а церковь закрыть. Члены комиссии наведались к нему домой, а он был в церкви и все это видел. Закрыл церковь и на дворе напротив алтаря стал на колени и просил Пресвятую Матерь Божию Покровительницу Небесную спасти церковь и его. Рассказывают, что по Божьей воле отец Макарий для членов комиссии был невидим. Они искали его дома, возле церкви целый день, а он все это время молился. Они ходили как слепые, зная, что он где-то есть, но ничего не видели. Так и поехали налегке. А церковь при всех властях была открыта, служила и служит всем людям по сегодняшний день[24].

У Макария Николаевича и матушки Марии (1896 г.р.) была единственная дочь – Фекла Макаровна Михайлюк (1922 г.р.). По воспоминаниям ломачинецких старожилов, она знала наизусть всю литургию, гласы, кондаки, тропари и церковный годовой календарь.

Назаревич Александр Петрович (1879 – 1937), родился 1 августа 1879 года в селе Гвоздовцы Хотинского уезда Бессарабской губернии, в семье псаломщика Петра Петровича Назаревича (1855 г.р.)[25]. Окончил два класса Единецкого духовного училища. Некоторое время служил внештатным псаломщиком, помогая отцу при Свято- Димитриевской церкви того же села Гвоздовцы. После того, как Бессарабия отошла Румынии, он проживал на территории СССР. По данным на 1930 год служил в сане священника, в селе Сырское Воронежской области Российской Федерации.

20 января 1930 года тройкой при ПП ОПГУ по Центрально-Черноземной области был осужден по статье 58-10 УК РСФСР к 5 годам ссылки в Северный край. В 1932 году находился 2 месяца в заключении.

По возвращении из ссылки служил при церкви с. Грязновка Трубетчинского района Воронежской области (ныне территория Липецкой области). Там, 10 августа 1937 года о. Александр был вновь арестован с обвинениями в «участии в церковно-монархической организации» по групповому делу «Следственное дело епископа Александра Торопова и др.»[26]. Предъявленные обвинения категорически не признал. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 15 октября 1937 года, по ст. 58-10-2, 58-11, приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение 15 октября 1937 года, в Липецке.

Реабилитирован постановлением президиума Липецкого областного суда от 17 сентября 1960 года

Оржеховский Михаил Лукич (1895/1896 – 1988), родился на территории Молдовы. С 1919 года служил псаломщиком при Свято-Димитриевской церкви села Гвоздовцы Хотинского уезда. В 1941 году, во время второй румынской оккупации, принял участие в суде над местными коммунистами, которых приговорили к расстрелу. После освобождения села советскими войсками, был арестован и согласно сведениям полученным от старожилов села Гвоздовцы, приговорен к 25-ти годам лишения свободы. Официальные документы говорят о том, что в действительности его приговорили к 10 годам лагерей. После освобождения, согласно пересказам старожилов, вернулся и служил дьяком в селе Коболчин. В 1954 году рукоположен во священника и несколько десятилетий служил в приходах Черновицко-Буковинской епархии. Именно во время его служения в селе Ожево, в 1960 году там была закрыта местная церковь во имя Преподобной Параскевы, по указанию областного начальства и при усердии тогдашнего главы местного сельского совета [27]. Дослужился до протоиерея. Умер в 1988 году[28].

Попович Феодор Максимович, иерей. До Второй мировой войны проживал в Винницкой области, где, согласно респондентам из села Сербичаны, был подвергнут репрессиям со стороны коммунистического режима. После освобождения Хотинщины вернулся в Бессарабию, – служил священником при церкви Преподобной Параскевы села Ожево, как минимум в 1944-1945 годах[29]. Далее проживал в селе Сербичаны, где умер в 1948 году и похоронен на церковном подворье.

Самборский Николай Данилович (1903 – 1972), родился 6 декабря 1903 года в селе Осламов Новоушицкого уезда Подольской губернии (ныне в Виньковецком районе Хмельницкой области Украины), в семье мелкого банковского служащего. Его мать — дочь псаломщика — воспитала сына в благочестии и глубокой вере[30].

Учился в Каменец-Подольской семинарии, а также в духовной семинарии румынского города Галац (Seminarul Teologic Ortodox «Sfântul Apostol Andrei» Galaţi), которую окончил в 1924 году. Далее обучение продолжил на Богословском факультете Черновицкого университета, который окончил в 1929 году со званием кандидата богословия[31].

В 1931 году был рукоположен во пресвитера и до 1934 года служил при церкви села Кельменцы Хотинского уезда. Далее служил священником в разных приходах современного Сокирянского района: село Непоротово (1934 – 1942 гг.), Кулишовка и Ветрянка (1942 – 01.05.1944), Коболчин (1944 – 1945). В 1947 году определен на место священника при Архангело-Михайловской церкви села Вашковцы Сокирянского района Черновицкой области[32].

Там же в Вашковцах был арестован 20 октября 1948 года. Особым совещанием при Министерстве государственной безопасности СССР (ОСО МГБ СССР), осужден за антисоветскую агитацию, по статьям 54-10 ч. 2, 54-11 КК УССР, к 8-ми годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях[33].

Освобожден в 1956 году, и практически сразу, по возвращении в Черновицкую область, поступил на службу. Служил священником в приходах Сокирянского и Кельменецкого районов. Последние 15 лет служил в Свято-Николаевском храме в селе Грушевцы Кельменецкого района. В 1970 году вышел за штат, но затем на некоторое время вновь вернулся к службе. В январе 1972 года по состоянию здоровья окончательно вышел за штат[34].

Скончался 1 апреля 1972 года, на 69-м году жизни, в г. Кельменцы Черновицкой области. Там же похоронен. Уже после смерти, 25 декабря 1974 года реабилитирован Черновицким областным судом[35].

Известно, что отец Николай состоял в браке. Его жена была учительницей при школах сел Непоротово и Ломачинцы[36]. 15 марта 1944 эвакуировалась вместе с 8-летней дочерью в Румынию[37]. Там продолжила педагогическую деятельность, по данным на 1945-1948 года работала в школе села Голец (рум. Goleţ) уезда Северин, в селе Броштень, (рум. Broșteni) уезда Мехединць[38].

Федышин Илья Пантелеймонович (1905 г.р.) – псаломщик при церкви Святой Параскевы села Ожево. 20 октября 1948 года арестован, и 26 февраля 1949 года, Особым совещанием при Министерстве государственной безопасности СССР (ОСО МГБ СССР), осужден за антисоветскую агитацию, по статьям 54-10 ч. 2, 54-11 УК УССР, к 8-ми годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Реабилитирован Черновицким областным судом 25 декабря 1974 года[39].

Холдевич Борис Иванович

Холдевич Борис Иванович

Холдевич Иоанн Ксенофонтович (1866 – 1937) – из семьи духовного звания. Родился в селе Непоротово Хотинского уезда (теперь Сокирянского района Черновицкой области Украины). Окончил Кишиневскую духовную семинарию. Некоторое время служил сверхштатным причетником Балкоуцкого прихода. 22 июля 1886 года рукоположен во священника к Свято-Димитриевской церкви села Белоусовка Хотинского уезда. 17 февраля 1887 года направлен на священническое место при Хотинской Царе-Константиновской церкви, где ступил на должность умершего священника Николая Запольского. 14 сентября 1888 года назначен на должность законоучителя Первого приходского училища г. Хотин. Чуть позже, в 1891 году – перемещен на место священника к церкви села Ленковцы. В 1906 году направлен к церкви селения Рукшин Хотинского уезда. В 1913 году награжден орденом св. Анны 3-й степени.

В конце 1918 года отказался приводить к присяге королю Румынии местных крестьян, из-за чего был смещен с должности[40]. Участник Хотинского восстания 1919 года: «предоставил повстанцам пару лошадей для артиллерии и благословлял все отряды восставших рукшинцев на борьбу с оккупантами»[41]. Был уполномоченным крестьян Рукшинской, Данкоуцкой, Клишковской и Грозинской волостей для ходатайства перед консулами Франции, Англии и США в Румынии о принятии мер к пресечению злодеяний румынских оккупационных войск к выводу их из Бессарабии[42].

После подавления восстания был выслан за Днестр – проживал в селе Волковинцы Хмельницкой области, где 26 октября 1937 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тройкой УНКВД Каменец-Подольской области 14 ноября 1937 года приговорен к расстрелу. 27 ноября 1937 года приговор исполнен. Реабилитирован прокуратурой Хмельницкой области 29 сентября 1989 года[43].

Состоял в браке с Евгенией Дмитриевной. Некоторое время числилась законоучительницей Рукшинской церковно-приходской школы[44]. Имели несколько детей – дочь, сыновья Клим, Борис (1900 г.р.) и Вячеслав (1901 г.р.).

Клим (Климентий) Иванович Холдевич (1887 — 1938), тоже священник, после 1918 года проживал на территории Советского Союза. В 1930-х гг. находился на выселении в г. Абакан Красноярского края, где 7 мая 1938 года был арестован. 14 июня 1938 года «тройкой при УНКВД Красноярского края» приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 1957 году.

Борис Иванович Холдевич, родился в селе Ленковцы современного Кельменецкого района. В 1907 — 1910 гг. учился в Рукшинском народном училище, затем до 1919 года — в Хотинской гимназии. Во время летних каникул 1916 года служил в инженерной отряде, штаб которого размещался в школе с. Рукшин, в качестве табельщика. Участвовал в Хотинском восстании. Окончил гимназию в Каменце-Подольском, учительствовал и был директором в школах Подолья. Экстерном окончил в 1929 году педагогический институт. Затем переехал работать в школы Московской области. В 1937 — 1946 гг. находился в ссылке на Колыме, где работал агрономом, бригадиром конного завода. После 1946 года работал в Казахстане, а с 1955 и по 1961 годы — вновь в школах Москвы и Московской области[45].

Черноуцан Александр Минович (1883 – 1937), в официальной биографии указано, что он родился в 1882 году в местечке Сокиряны Хотинского уезда Бессарабской губернии. Запись в метрической книги свидетельствует о том, что в реальности он родился 10 января 1883 года в селе Маркоуцах Хотинского уезда Бессарабской губернии, в семье священника Веденско-Богородичной церкви села Маркоуц, Мины Александровича Черноуцана (1842/1843 г.р.) и матушки Елизаветы Георгиевны Стадницкой (? – 1894). Там же в Маркоуцах он был крещен 15 января 1883 года, восприемниками были священник села Комарова, Георгий Григорьевич Стадницкий (1824–1901) и его жена Мария Аксентьевна[46].

8 апреля 1888 года Мина Александрович Черноуцана определен священником к Свято-Петро-Павловской церкви в Сокирянах. Там, Александр Черноуцан учился в Сокирянском народном училище, где его отец был законоучителем и руководил хором. В начале XX века, после окончания Кишиневской духовной семинарии учился в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1907 году, с присвоением звания кандидата богословия.

В начале января 1908 году направлен в г. Кутаис на должность помощника смотрителя в Кутаисском духовном училище. С 10 августа того же года он уже помощник смотрителя в Пинском духовном училище. На этом посту он пробыл до 29 марта 1910 года, после чего до 12 сентября 1916 года был на той же должности в Минском духовном училище. За усердие и ответственность к занимаемой должности в 1913 году награжден орденом Святого Станислава 3 степени.

Далее его переводят в Нижний Новгород, в Нижегородское духовное училище, также на должность помощника смотрителя, которую исполнял до 15 августа 1918 года. В 1917 — 1918 гг. утвержден членом Всероссийского Поместного Собора православной церкви по избранию как мирянин от Нижегородской епархии. Активно участвовал в прениях, например, в обсуждении вопросов о клятвах на старые обряды, о современном состоянии церкви и прекращении гражданской междоусобицы. После закрытия работы Собора Александр Минович принимает священный сан. Некоторое время он служил священником в г. Воткинск, Удмуртия. Затем опять вернулся в Нижний Новгород, где был назначен священником в храме Воскресения Христова.

В 1926 году о. Александр подвергается аресту. Приговор – 3 года ссылки. В 1928 году вновь осужден на три года с отбыванием наказания в исправительно-трудовом лагере. В 1931 году, в начале января на Особом Совещании при Коллегии ОГПУ вновь приговорен к 3 годам ссылки, в Северный край. Во всех случаях обвинения были во многом схожи, и, в общем, сводились к следующему — пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти, контрреволюционная пропаганда.

По возвращении из ссылки, посвящен в протоиереи и направлен служить в г. Арзамас, где был благочинным 1-го округа Арзамасского района. В начале сентября 1937 году в Арзамасе были проведены массовые аресты «церковников», среди арестованных был и священник Александр Черноуцан. Его с множеством прихожан арестовали прямо во время службы. Обвинения практически те же самые, что и раньше (пресловутые статьи: 58-2, 58-8, 58-11). Не выдержав условий следственного заключения, признал себя виновным по всем пунктам обвинения. 23 октября 1937 года Особая тройка при НКВД СССР по Нижегородской области (орган внесудебного вынесения приговоров) выносит приговор — высшая мера наказания – расстрел.

Реабилитирован 26 июля 1989 года[47].

Шундрий Степан Михайлович (1882 – 1959), родился в селе Ломачинцы Хотинского уезда Бессарабской губернии, в семье местных крестьян. Получил домашнее образование. С 1 сентября 1908 года находился на должности учителя пения в Ломачинецком двухкомплектном народном училище[48]. В 1917 — 1928 годах служил псаломщиком при Архангело-Михайловской церкви села Ломачинцы[49]. Также, некоторое время, до 15 октября 1921 года служил псаломщиком при церкви великомученика Дмитрия Солунского в селе Белоусовка[50]. Далее – регент церковного хора в Ломачинцах.

В 1947 году был арестован – забирали из села милиционеры из районного центра. Обвинялся в срыве плана хлебосдачи. Завезли его в г. Новая Ушица, вместе с ломачинцкими жителями М.С. Твердохлебом и Варварой Федоровной Твердохлеб. Согласно его рассказам, записанным местным краеведом Михаилом Михайловичем Шундрием, некоторое время над ними всячески издевались, даже устроили имитацию расстрела. Через месяц отпустили домой. Умер и похоронен в Ломачинцах.

Состоял в браке с Александрой Ефремовной (1891 г.р.)[51].

________________________________________________

[1] Метрическая книга, данная из Кишиневской духовной консистории в Свято-Николаевскую церковь села Каларашевки 2-го округа Сорокского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1901 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 6, д. 321.

[2] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 473.

[3] Мандзяк А.С. История Сокирянщины в документах и материалах: От первых упоминаний до 1812 года / Алексей Степанович Мандзяк, автор и составитель. – «Сокирянщина», 2015. – С. 536.

[4] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 482.

[5] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 346.

[6] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 485.

[7] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 346.

[8] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 485.

[9] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 346 – 347.

[10] Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1902. — № 10. – С. 275.

[11] Метрическая книга, данная из Кишиневской духовной консистории для Свято-Васильевской церкви с. Корестоуц 5-го округа Хотинского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1907 год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 19, д. 70.

[12] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 347.

[13] Episcopia Hotinului: Foaie eparhială oficială. – Bălţi–Chișinău: Tipografia Eparhială «Cartea Românească», 1930. – № 14. – P. 151.

[14] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 477.

[15] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 347.

[16] Рожко В.Є. Українські православні святі історичної Волині ІХ-ХХ ст. Історико-краєзнавчий нарис. – Луцьк: «Медіа», 2003. – С. 126 – 127.

[17] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 475.

[18] Мандзяк О.С. Чернець із Сокирян: Олександр Іванович Іванішин // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 1. – 2011. – С. 190 – 192; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951): биографический справочник/ сост. С.В.Суворова. Архангельск: Православный издательский центр, 2006. – С. 33; Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. Москва: Издательство братства святителя Тихона. 2001; Осипова И.И. «Сквозь огнь мучений и воду слёз…». Гонения на Истинно-Православную Церковь в СССР. По материалам следственных и лагерных дел – Москва: Серебряные нити, 1998.

[19] Афанасий (Иванишин Александр Маккавеевич), иеромонах – http://arhispovedniki.ru/cardfile/461/?sphrase_id=963

[20] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 477.

[21] Михайлуца М.І. Репресії духовенства на Одещині у 1940-1945 рр. (на матеріалах архіву УСБУ в Одеській області) // Історія України. Маловідомі імена, події, факти: збірник наукових статтей. Вип. 34. – Київ, 2007. – С. 357 – 358; Михайлуца М. Здійснення органами ДПУ–НКВС України репресій проти Православної церкви на Одещині (1930-ті – 1940-ві рр.) // З архівів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Науковий і документальний журнал. – Київ: Видавництво НПУ ім. Драгоманова, 2004. – № 1/2 (22/23). – С. 438.

[22] Михайлуца М. Здійснення органами ДПУ–НКВС України репресій проти Православної церкви на Одещині (1930-ті –1940-ві рр.) // З архівів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Науковий і документальний журнал. – Київ: Видавництво НПУ ім. Драгоманова, 2004. – № 1/2 (22/23). – С. 438 – 439; Михайлуца М.І. Релігійна політика румунської окупаційної влади в Південній Бессарабії і Трансністрії (кінець 1930-х — 1944 рр.). – Одеса: Optimum, 2006. – С. 43 – 44.

[23] Шундрій М.М. Гордість і слава села Ломачинці // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 4. – Мінськ – Новодністровськ, 2011. – С. 160 – 161.

[24] Шундрій М.М. Історія церкви села Ломачинці // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 1. – 2011. – С. 127 – 128.

[25] Ведомость о Свято–Дмитриевской церкви с. Гвоздоуць 5 округа Хотинского уезда за 1896 год.

[26] Книга памяти жертв политических репрессий Липецкого края с ноября 1917 года: В 2 томах. / Сост. рабочая группа: Б. Н. Петелин (пред.), С. А. Разбирин (зам. пред.) и др. – Липецк, 1997. – Т. 1. С.176; Список священнослужителей и мирян ставших жертвами массовых репрессий 30-х гг. по Липецкому благочинному округу/ Сост.Богодеев Петр, прот. (Воронежский Епархиальный Вестник. 1992. N 8.) – С. 24; Алфавитный список репрессированных в годы Советской власти священно- и церковнослужителей // Записки Липецкого областного краеведческого общества. – Липецк, 2002. – Вып. 3. – С. 232-299.

[27] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 122.

[28] Вечная память почившим [Оржеховский М. Л., протоиерей, Черновицкая епархия] // Журнал Московской Патриархии. – Москва, 1988. – №7. – С. 43.

[29] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 40.

[30] Журнал Московской Патриархии. – Москва, 1973. – № 12. – С. 26 – 27.

[31] Журнал Московской Патриархии. – Москва, 1973. – № 12. – С. 26 – 27.

[32] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 350.

[33] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 472.

[34] Журнал Московской Патриархии. – Москва, 1973. – № 12. – С. 26 –27.

[35] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 472.

[36] Monitorul Oficial. Regatul României. Partea 1: Legi, decrete, jurnale ale Consiliului de Miniştri, deciziuni ministeriale, comunicate, anunţuri judiciare (de interes general). – Bucureşti: Monitorul Oficial şi Imprimeriile Statului. Imprimeria Centrală, 1936. – № 214, 14 septembrie. – P. 12.

[37] Яремчук С.С. Православна Церква на Буковині у радянську добу (державно-церковні взаємини). – Чернівці: Рута, 2004. – С. 350.

[38] Monitorul Oficial. Regatul României. Partea 1: Legi, decrete, jurnale ale Consiliului de Miniştri, deciziuni ministeriale, comunicate, anunţuri judiciare (de interes general). – Bucureşti: Monitorul Oficial şi Imprimeriile Statului. Imprimeria Centrală, 1946. – № 175 bis, 31 iulie. – P. 4 B; Monitorul Oficial. Regatul României. Partea 1: Legi, decrete, jurnale ale Consiliului de Miniştri, deciziuni ministeriale, comunicate, anunţuri judiciare (de interes general). – Bucureşti: Monitorul Oficial şi Imprimeriile Statului. Imprimeria Centrală, 1948. – № 26, 2 februarie. – P. 14 B.

[39] Реабілітовані історією. Чернівецька область. Книга третя. / Чернівецьке обласне відділення пошуково-видавничого агентства «Книга Пам’яті України». – Чернівці, 2013. – С. 479.

[40] Гайсенюк Я.С. Рукшин на зламі століть. Книга друга. – Чернівці: «Зелена Буковина», 2010. – С. 136.

[41] Гайсенюк Я.С. Рукшин на зламі століть. Книга друга. – Чернівці: «Зелена Буковина», 2010. – С. 136.

[42] Хотинское восстание. (Сборник документов и материалов). – Кишинев: «Штиинца», 1976. – С. 92 – 93.

[43] Реабілітовані історією: У двадцяти семи томах. Хмельницька область. / Редакція тому: В.Д. Гаврішко (голова) та ін.; упорядники: Л.Л. Місінкевич, Р.Ю. Подкур. Біографічні довідки: П.М. Воскобойнік, Ю.А. Довгань, Л.А. Кривега, В.М. Пажинська. – Кн. 3. – Хмельницький, 2010. – С. 617.

[44] Формулярный список о службе чина духовного ведомства Холдевич Евгении Дмитриевны, законоучительницы Рукшинской церковно-приходской школы Хотинского уезда Бессарабской губернии. – Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 796, оп. 438, д. 4590.

[45] Гайсенюк Я.С. Рукшин на зламі століть. Книга друга. – Чернівці: «Зелена Буковина», 2010. – С. 135 – 137.

[46] Метрическая книга, данная из Кишиневской духовной консистории в Веденско-Богородичную церковь с. Маркоуц 5-го округа Хотинского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1883-й год. – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 211, оп. 19, д. 125.

[47] Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. — Кн.1. – Тверь: «Булат», 1992; Забвению не подлежит: Неизвестные страницы нижегородской истории (1918 — 1984 гг.). – Кн. 2. / Сост. Л. П. Гордеева, В. А. Казаков, В. В. Смирнов. — Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное изд-во, 1994; Мандзяк О.С. Спадкоємець священицького роду: О.М. Черноуцан // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 1. – 2011. – С. 193 – 194.

[48] Сведения о Ломачинецком двухкомплектном народном училище (к 1-му декабря 1910 года).

[49] Шундрій М.М. Історія церкви села Ломачинці // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 1. – 2011. – С. 125.

[50] Luminatorul: Revista oficiala al Eparhiei Chisinaului și Hotinului. – Chisinau: Tipografia Eparhiala, 1921. – № 11-12. – P. 4.

[51] Исповедная роспись выданная из Кишиневской духовной консистории для Свято-Архангело-Михайловской церкви села Ломачинец 5-го округа Хотинского уезда.

Залиште свій коментар