«Свинячий праздник»

Автор: admin

Зимой 1910 года мне пришлось наблюдать интересный случай приурочивания коления свиней к определенному дню, именно к 20 декабрю, на Игнатия Богоносца, или, как у нас говорят, «на Гнатя». Этот обычай я наблюдал в с.с. Шебутинцах и Кормани, Хотинского у., Бес¬сарабской губ., а отчасти в соседнем г. Старой Ушице Подольск, губ., при чем в первых двух селах он выражен особенно ярко и носит указанное в заголовке назвать «свиняче свято».

В этот день не работают, и когда я, напр., попросил одного крестьянина помочь переменить сани, он ответил, что вряд ли кто даст свои, так как «сегодня свято», когда же я стал расспрашивать более подробно об этом «святе», то увидел, что мой собеседник не особенно охотно отвечает, как бы стесня¬ясь; он пояснил, что: «це свято не велике, жіноче», т. е. женщины в этот день не работают, и этот день посвящен колению свиней к наступающим святкам. За¬служивает внимания факт скрывания этого празднования; так, когда я в соседнем селе хотел проверить этот факт, то мой собеседник все отнекивался, но в конце концов сказал, «э яке це свято, так собі».

В старой Ушице я только установил приурочивание коления свиней к 20 декабря, но празднования этого дня не наблюдал.

Не знаю, насколько этот обычай коления свиней «на Гнатя» распространен в других местах, но на укра¬инской территории, или вернее на территории с украинским населением, этот обычай мне пришлось наблюдать впервые.

Любопытно, что параллель этому обычаю мы находим у болгар.

В Болгарии 20 декабря, когда бьют свиней к Рожде¬ству, тогда начинаются поздравления — «придут родные и знакомые посмотреть, жирна ли свинья, и скажут: «честита ви коледа и до година със здраве!» на что хозяин: «и вам честита за много годин».

В колядках, между прочим, поется:

Стани, нине, господине!

ой коледо, мой коледо!

Замжчи ся Божя майка

От Игната до коледа,

Та си роди млада Бога…

В Великороссе мы имеем такое приурочивание к св. Василию. В Орловской, напр., губернии под новый год режут годовалого поросенка и жарят. Этот поросенок носить название «Кесарецкаго», по имени праздника 1-го января в честь Василия Кесарийского. Св. Василий счи¬тается покровителем свиней, откуда и поговорка: «бывает и свиням в году праздник». Веселовский в своих «Разысканиях» указывает на то, что в Западной Европе патронами свиней являются, с одной стороны св. Мартин (15 ноября), а с другой стороны св. Антоний (17 ноября).

Таким образом, в различных местах разные свя¬тые послужили поводом для перенесения на них существовавших некогда языческих культов. В указанной мною местности таким святым явился св. Игнатий, так же, как и у болгар.

Что касается объяснения этого обычая, то разными исследователями предлагались различные объяснения роли свиньи в святочной обрядности. Рассмотрение этого во¬проса не входило в мои задачи.

Б. М. Яцимирский

Этнографическая заметка. Источник: Яцимирский Б.М. «Свиняче свято» // Этнографическое обозрение. 1912/ № 3–4. – Москва, 1913. – С. 107 – 109.

 _______________________________________

 Материал представлен для публикации писателем, историком А. Мандзяком

Один відгук на ««Свинячий праздник»»

  1. Олексій в 02.09.2013 at 22:59

    Для книги терміново потрібні старі фотографії сіл теперішньої Сокиянщини, періоду до 1950 року. Цікавить будь-який матеріал – загальний вигляд або частини населених пунктів, події, люди. Окремий інтерес є до фото сіл Молодове і Кормань до затоплення. Просимо Вашої допомоги. Зв’язатися зі мною можна через адміністратора сайту.

Залиште свій коментар