Село Білоусівка: документи XIX ст. – початку XX ст. (частина IV)

Автор: admin

Продовжуємо публікацію статті письменника – історика Олексія Мандзяка про історичні  документи, що пов’язані з селом Білоусівка. Представляємо Вашій увазі останню IV-ту частину.

Нагадуємо, що попередні частини були опубліковані на нашому сайті:

перша частина — 4 травня 2020року,

друга частина — 7 травня 2020 року,

третя частина — 12 липня 2020 року.

 

 

№ 9

1893 рік. – Відомості про старообрядців північної частини Бессарабії, зібрані істориком і церковним письменником Сергієм Дмитровичем Маргаритовим під час поїздок по Бессарабії

 

Старообрядцы северной части Бессарабии

 

Летом 1890 года нам пришлось совершить поездку по северной части Бессарабии. Во время этой поездки мы старались останавливаться преимущественно в тех местах, где есть старообрядцы. Считаем небезынтересным поделиться с читателями своими наблюдениями над последними.

Первым местом с старообрядческим населением, кото­рое мы посетили во время своей поездки, был г. Хотин. По рассказу местного старика, — старообрядца, до 1846 года расколь­ников совсем не было в Хотине. А в этом году четыре семейства (старик быль в том числе), желая избежать во­инской повинности, переселились из подольской губернии в Хотин. Впоследствии постепенно являлись сюда и другие старообрядцы, которым плохо жилось в прежних местах. Рассказ о времени появления в Хотине старообрядцев можно считать верным. В клировых ведомостях хотинских церквей в первый раз упоминается о старообрядцах в 1851 году. Их насчитывали за этот год 60 душ общего иола. В 1852 году их было уже 148 душ. Это указывает, с одной стороны, на то, что старообрядцы появились в Хотине не задолго до 1851 года, потому что иначе о них было бы упомянуто в клировых ведомостях гораздо ранее, а с другой,— на то, что старообрядцы были там уже раньше 1851 года, так как трудно думать, чтобы в течении только двух лет переселилось в Хотин такое количество старообрядцев. Естественнее поэтому представлять дело именно так как оно представляется названным стариком, т.е. около 1846 года переселилось в Хотин лишь семьи четыре. Им понравилось жать в этом городе и вот по их следам в последующие годы и другие старообрядцы оставляют свои места ради более свободной жизни в Бессарабии.

Переселявшиеся старообрядцы, пользуясь большей свободой, чем какою они пользовались в прежних местах, не особенно были обеспечены в материальном отношении они не получили земельного надела; хотя нужно заметить, что в общем их положение было довольно порядочное, так как они занялись торговлей и огородничеством. В настоящее время их положение остается таким же.

Первые переселенцы были беспоповцы. Но они скоро же приняли австрийское священство. Поселились потом в Хотине в небольшом количестве и безпоповцы. Это быль народ в высшей степени грубый, дерзкий, безпринцыпный. Они составили из себя воровскую шайку, за что и были высланы из Хотина. В настоящее время в Хотине живут лишь приемлющие австрийское священство[1]. По официальным документами всех их насчитывают там 828 душ обоего пола[2]. Они разделаются на окружников и неокружников и подчиняются попам селения Грубна. Неокружников несколько больше, чем окружников. Каждая партия имеет свою моленную. Моленный довольно бедны и внутри ни имеют ничего особенно замечательного. В старопечатных книга замечен недостаток. Из таких книг обращает внимание на себя шестоднев, изданный при патриархе Филарете и царе Михаиле Феодоровиче.

Покровський чоловічий монастир строго обряду у Білій Криниці

Хороших начетчиков из старообрядцев в Хотине нет. Сами уставщики не могут похвастаться начитанностью. Ребят почти никто не учит. Говорят, что из старообрядцев мало охотников заниматься делом обучения детей. Несколько, впрочем, раскольнических детей обучается в школе министерства народного просвещения; но вообще нужно заметить, что обучать своих детой в министерских школах немногие соглашаются. Поэтому было бы желательно, чтобы в Хотине была открыта церковно-приходская школа[3], так как несомненно, что тогда желающих учить своих детей было бы гораздо больше.

Что касается отношения хотинских раскольников к православной церкви, то можно, кажется, сказать, что у них нет озлобления против нее; напротив, иногда замечается по­ложительная расположенность к ней. Несомненно, что семьи четыре или пять готовы принять православие. Во главе таких стоить отец кишиневского единоверческого священника Прокопий Васильевич Подлесный[4]. Этот умный старик несколько лет был уставщиком у хотинских окружников. Своей должности он был лишен, когда его сын принял православие на правах единоверия и сделался священником. Когда же другой его сын, по присоединении к православной церкви, был определен псаломщиком к кишиневской единоверческой церкви, то старику запретили даже ходить в моленную. Душевное состояние его в высшей степени тяжелое: при прощании со мной у него навертывались на глазах слезы. Вот этот-то старик с своим семейством и еще несколь­ко семей и готовы принять православие. Но беда в том, что им желательно удержать так называемые старые обряды, т. е. присоединиться к православной церкви на правах единоверия. Поэтому необходимо открывается вопрос об учреждении единоверия на севере Бессарабии. Как сами расположенные к православию, так и покойный о. Чегорян (настоятель Хотинского собора) указывали на крепостную церковь, как на такую, которую можно бы отдать единоверцам и около которой можно бы было поселить последних. Но не говоря о том, что эта заштатная церковь, давно не ремонтированная, как сейчас потребует громадных затрать, так и впоследствии по своей громадности будет требовать немалого расхода, при решении во­проса о месте учреждения единоверческого храма нужно руководиться не тем, есть уже готовая церковь или нет, потому что построить дом и устроить в нем церковь не так, нужно, а чем-то другим. Чем именно нужно в этом случае руко­водиться и какое селенье избрать для единоверческой церкви, об этом скажем несколько ниже.

Из Хотина мы направились в селение Грубно Хотинского уезда, населенное одними раскольниками. Грубно занимает прекрасное положение. Окруженное с нескольких сторон лесом (имение Маразли), оно имеет по середине лощину, в которой вырыто несколько прудов. У дома каждого хозяина есть садик. Поэтому селение кажется утопающим в садах.

Заможні буковинські липовани. З листівки «австро-угорських» часів

Когда и откуда пришли раскольники, образовавшие селение Грубно? В ответ на нашу просьбу сообщить что-нибудь о грубенских старообрядцах о. Георгий Гербановский, священник соседнего с Грубном села Селища, вот что пишет нам об этом[5]: «Можно предполагать, что Грубно основалось в начале настоящего столетия. Так, но крайней мере, говорят старики соседних деревень. Предместник мой, покойный (с 1886 года) священник К. Быховский, уроженец соседнего с Грубном села Новоселиц, проживший 90 лет и хорошо помнивший передвижение наших войск из Турции в знаменательный 12-й год, рассказывал, что в то время местность, занимаемая Грубно, была покрыта сплошным лесом и, где теперь Грубно, в овраге жило несколько старообрядческих монахов, имевших несколько келлий. посещаемых разносчиками-коробейниками. Самое же село начало образовываться уже около 30-хъ годов из разного рода переселенцев из Черниговской губернии (в большинстве случаев беглецов, бродяг, словом, людей с сомнительным поведением. Нужно заметить, что прием разного люда прекратился у грубенских старообрядцев лишь с тех пор, как полицейские чиновники стали вести записи об их числе, убыли и приросте, а прежде эти темные укрывательства были заурядными».

Из этого сообщения о. Георгия с несомненностью следует, что время поселения старообрядцев в той местности, где теперь Грубно, относится если не к прошлому столетию, то, по крайней мере, к началу нынешнего, что самое село стало образовываться в 30-х годах, а насельниками его были большей частью беглецы из Черниговской, а также, вероятно, из Подольской и других губерний.

В клировых ведомостях соседнего села Селища в первый раз упоминается о грубенских раскольниках за 1841 год. В то время их насчитывали 227 душ обоего шла. Замечательно, что они названы в клировых ведомостях беспоповцами. Так они именуются и за следующее годы до 1846 года включительно и в 1857 году. За другие годы они назы­ваются просто то раскольниками, то старообрядцами. В первый раз они названы приемлющими австрийское священство только в 1864 году. Доверять этим показаниям, конечно, не следует как потому, что в 40-х годах на севере Бессарабии и в соседних губерниях, откуда могли придти грубенские обитатели, были преимущественно беглопоповцы, так и потому, что мы затрудняемся допустить, чтобы австрийское священство могло иметь такой успех в Грубне, если бы там были беспоповцы. Показания же клировых ведомостей очень легко объяснить таким образом. Так как те показания давали священники, жившие не в самом Грубне, а в селении, отстоящем от него на пять-шесть верст, то, при недостатке беглых попов, священники села Селища могли считать грубенских беглопоповцев беспоповцами[6]. Когда же они приняли австрийских попов, которые потом в Грубне никогда не переводились, то православные священники уже ясно могли видеть, что их соседи не беспоповцы, и вот в клировых ведомостях стали уже называть их приемлющими австрийское священство. А то обстоятельство, что в первый раз грубенские раскольники называются так только в 1864 году, указывает на то, что окончательная победа австрийских попов над беглопоповством относится к началу 60-х годов.

В настоящее время в Грубне считается раскольников 1117 душ обоего пола. Они разделяются на окружников и неокружников, при чем первых значительно больше последних. Разделение это относится к 1873 году. Вот что сообщает нам об этом о. Георгий: «1873 год вредно отразился на грубенских старообрядцах. Произведение Ксеноса произвело среди них волнения и смуты, а главное — деление на окружников и неокружпиков. Из последних самый ярый фанатик Максим Глебов, как человек состоятельный, устроив кирпичный заводь на свои средства, заготовил кирпича в громадном количестве и построил церковь для своих отщепенцев – неокружников. Теперь они имеют свою церковь и своего о. Галактиона, посвященного Кириллом Балтским по просьбе того же Глебова, во внимание и признательность за долговременное и аккуратное пасение Галактионом у Глебова не рогатого и всякого скота. Жалкое творение этот Галакион! Читать едва умеет, и то большей частью по складам. О ве­ре и не спрашивай».

Итак, с 1873 года грубенские старообрядцы, разбились на две партии: окружников и неокружников. Во главе первых стоить протоиерей Филипп, старик лет 70. Это – первый грубенский поп австрийской епархии. Он поставлен еще белокриницким митрополитом Кириллом. А во главе последних стоит поп Галактион [лет около 50], подчиняющийся Кириллу Балтскому. Филипп священствует уже лет около 30, а Галактион только года четыре [до него у неокружников священствовал его отец Иван]. Филиппа можно наз­вать умным и начитанным, Галактиону же чужды эти досто­инства. Вот почему даже неокружники с уважением отно­сятся к Филиппу, а не к своему попу Галактиону. Каждая партия имеет для себя отдельную церковь. Церковь окружников очень хорошая, имеет внешний вид храма и колокола, повешенные несколько лет тому назад. Церковь неокружников имеет более вид хорошего каменного дома; колоколов при ней нет. У окружников уже несколько лет употребля­ются в церкви книги единоверческой печати. У неокружников этого пока нет, но, по мнению Галактиона, со временем, и они могут принять такие книги. Разделение грубенских ста­рообрядцев на две партии поддерживается только попами и некоторыми сторонниками их, так как большинство народа не понимает различия между неокружниками и окружниками. Среди прихожан Филиппа есть много неокружников по взгля­дам, а среди прихожан Галактиона, хотя и нет, кажется, окружников по убеждениям, однако есть много таких, кото­рые готовы признать своим попом Филиппа, не понимая, очевидно, того, что во взглядах они совершенно не сходятся с грубенским протоиереем. Ясно, что, если бы не поддерживали разделения Галактион и некоторые его заступники, все грубенские старообрядцы легко могли бы соединиться в одно во главе с Филиппом, хотя в этом единстве были бы люди с различными убеждениями.

В материальном отношении раскольникам живется в Грубне довольно порядочно, хотя надел (в 8 десятин) имеет только одна часть их.

Школы в Грубне нет. Но многие жители положительно стоят за школу. Поэтому некоторые отдают своих детей в школу соседнего села Яноуц. Рассказывают, что старообрядцы думали было завести школу и в своем селении. Поэтому построили было дом для школы. Но потом партия противников школы восторжествовала и дом был отдан в наем жиду – торговцу, устроившему там лавочку. Значить, в Грубне довольно легко завести церковно-приходскую школу, так как помещение для нее есть и так как не мало есть лиц, сочувствующих школе, во главе которых можно назвать и Филиппа[7].

Касательно отношений грубенских старообрядцев к пра­вославной церкви можно сообщить довольно благоприятные сведения. Летом 1890 года здесь уже были два единоверца: один с семейством, а другой без семьи, которая оставалась еще в старообрядчестве. Последний ходил в православную церковь соседнего села, а первый вместе с семейством, оставивши старообрядческую церковь, не посещал и православной, потому что по непривычке соблазнялся богослужением православной церкви. Кроме этих единоверцев есть немало лиц, хотя и остающихся еще в старообрядчестве, но вполне благоприятно настроенных к православной церкви. Да это и вполне понятно. Ведь здесь родина достоуважаемого о. Ермила Каменьщикова, бывшего некоторое время священником единовер­ческой церкви в Кишиневе и священствующего в настоящее время в Москве, того о. Ермила, которого ум и начитан­ность невольно обращали на себя внимание, который осмеливался поучать своих прихожан словом своего произведения. Здесь также родина и почтенного П.В. Подлесного, сыновья которого находятся сейчас при единоверческой церкви г. Кишинева. Пример о. Ермила и сыновей Прокопия Васильевича не мог не подействовать на их родственников и знакомых. И вот понятно, почему многие из грубенских жителей без стеснений высказывают желание присоединиться к православной церкви. У о. Ермила в Грубне есть родной отец и брат Авдей Семеныч, а у Прокопия Васильевича несколько братьев, которые вместе с другими своими земляками легко могут оста­вить двери раскола. Настроение некоторых грубенцев таково, что в разговоре с ними приходишь в изумление. Неужели, в самом деле, не будешь приятно изумлен, когда услышишь из уст простой женщины заявление о неважности обряда с добавлением, что в деревне многие рассуждают о незаконности их священства. А такое именно заявление нам пришлось услы­шать от жены одного здравомыслящего старообрядца.

Что же в таком случае препятствует грубенцам вступить в лоно православной церкви? Протоиерей Филипп и неимение единоверческой церкви, — отвечают они же сами. Что протоиерей Филипп может быть серьезным препятствием к тому, это едва ли верно; но что таким препятствием может служить неимение единоверческой церкви, это несомненно. Послед­нее важно видеть уже из того, что один старообрядец, приняв православие на правах единоверия, не ходил ни в моленную старообрядцев, ни в православную церковь. Поэтому для таких слабых, – а их большинство, – и необходимо учредить в Грубне единоверческую церковь. Можно с полною уверен­ностью утверждать, что если где, то именно в Грубне настоит необходимость в устройстве церкви. Конечно, хорошо, если церковь будет в Хотине и Грубне[8]. Но если будет возможность основать ее в северной части Бессарабии лишь в одном месте, то Грубно следует предпочесть Хотину. Ведь Грубно занимает более или менее центральное положение в старообрядческих селениях самой северной части Бессарабии. Грубно отстоит от Хотина в 45 верстах, от Единец верстах в 35, от Секурян в 35, от Белоусовки верстах в 40. Хотине же отстоять от Единец, Секурян и Белоусовки верстах в 70-80. При такой дальности сно­шения единоверческого священника г. Хотина с старообряд­цами других солений будут неудобны, что будет влиять на медленность присоединения их к православию. Кроме едино­верческой церкви, в Грубне необходимо открыть церковноприходскую школу, которая подготовила бы молодое поколение к скорейшему принятию православия. В возможности существования этой школы нельзя сомневаться в виду того, что некоторые старообрядцы отдают своих детей в школу соседнего села, и что желающие иметь школу так много, что грубенцы построили было дом для школы.

В Единцах (Хотинского уезда) нам предстояло позна­комиться с беспоповцами. Старик — наставник, лет 70, уже почти совсем слепой, приняв нас за старообрядца, быль очень словоохотлив и тотчас согласился показать свою молен­ную, когда мы высказали желание осмотреть ее. Бедный ста­рик только часа через два догадался, что пред ним никониан. Показывая в моленной иконы и книги и перелистывая, между прочим, евангелие, старик предложить нам приложиться к нему. Мы по привычке слагаем три перста и начинаем изображать на себе крестное знамение. И о ужас! Глаза старика раскрылись, лицо вытянулось и побледнело. Он понял, что обманулся, и не с досадою, а с какою-то печалью сказал: «а как крестишься?». Тут сразу же между нами выросла как будто стена. Мы чувствовали какую- то неловкость, явившись невольным обманщиком старика, а последний с печалью и беспокойством смотрел на невольного обманщика. Уже другие старообрядцы, только что пришедшие в моленную, стали успокаивать его, говоря, что он никакой беды не сделает. Мы принуждены были поскорее оставить моленную и любезно расстаться с стариком. <…>

Из Единец мы направились в Секуряны и Белоусовку [Хотинского уезда]. Белоусовка, заселенная не одними старо­обрядцами, а вместе и православными, подобно Грубну, есть старинное поселение старообрядцев. В клировых ведомостях еще в 1836 году в первый раз упоминается о раскольниках, которых в то время насчитывали 30 душ мужеского пола, а в 1837 году 65 душ. То обстоятельство, что в течении года удвоилось количество душ, объясняется или тем, что в 1836 году было сделано неверное показание, или же притоком старообрядцев из Подольской губернии, откуда, го­ворят, много старообрядцев пришло к издавна жившим в Белоусовке. Определить с точностью время поселения в Белоусовке этих последних трудно. Но несомненно, что они были там до 1836 года, так как в клировых ведомостях обыкновенно упоминалось о старообрядцах после нескольких лет существования их на известном месте. Поэтому очень вероятно, если мы отнесем появление их Белоусовке, но крайней мере, к началу 30-х годов нынешнего столетия, темь более, что, по преданию, Белоусовка — такое же старин­ное население старообрядцев, как и Грубно.

Первые старообрядцы были здесь беглопоповцы и беспоповцы. В 1836 году в клировых ведомостях показано 27 душ поповцев мужского пола и 3 беспоповца, в 1837 г. 55 душ поповцев и 10 беспоповцев, а в 1845 г. поповцев 24 и безпоповцев 20. В следующее годы вместе с поповцами показываются и беспоповцы приблизительно в равном числе. Только с 1862 г. упоминаются раскольники вообще. В настоящее время все старообрядцы Белоусовки (183 души обоего пола) суть неокружники, прихожане грубенского Галактиона, кроме одного беспоповца — федосеевца. Что же это значит? Куда же делись беспоповцы? Очевидно, что все они поглощены австрийщиной, которая укоренилась здесь, вероятно, с 60-х годов, почему с этого временя и исчезает в клировых ведомостях различение поповцев от беспоповцев.

Белоусовке австрийцы имеют свою моленную, в кото­рой уставщиком состоит мужик лет 50, довольно начитанный, но имени Аарон. А священствует у них, как уже сказано, грубенский Галактион. Бедный Галактион! Даже Белоусовцы сознают его неподготовленность к священству; по словам Аарона, они в трудных для совести случаях обращаются к Филиппу, потому что «Галактион умеет лишь совершать службу». Этот малограмотный пастырь изредка посещает Белоусовку для стрижки своих овечек. Явившись туда к престольному празднику, он ходить по домам своих прихожан с иконами и в полном облачении. В виду того, что в Белоусовке между раскольниками поселены и православные, это хождение с иконами и в облачении совсем не­желательно. В материальном отношении белоусовцам живется плоховато, так как лишь семей 10 имеют надел в 8 десятин, у остальных же есть лишь усадьбы, за которые они дают владельцу ежегодную плату.

До осени 1890 года в Белоусовки не было школы. Старообрядцы учились у своих грамотеев, но, как видно, не аккуратно. У Аарона, например зимою 1889-90 года учились только двое. С осени 1890 года открыта там школа грамоты. Но можно опасаться, что эта школа принесет больше пользы расколу, чем православию. Мы имеем в виду взгляд о. архимандрита Московского Никольского единоверческого монастыря Павла, высказанный последним на втором миссионерском съезде 1891 года. По мнению достопочтенного о. архимандрита, школы грамоты могут сделать старообрядцев лишь грамотными, что нисколько не сблизить их с православием, а напротив сделает из них борцов раскола. Иначе смотрит о. архимандрит на церковно-приходскую школу, возникновение которой в раскольнических поселениях он считает вполне желательным. Дело в том, что программа церковно-приходской школы, действительно, дает полную возможность законоучителю сообщить ученикам-старообрядцам истинное понятие о церкви, иерархии, таинствах и т. д. и тем самым сделать их рассудительными старообрядцами, ко­торые впоследствии, несомненно, будут сочувственно относиться к православной Церкви. Совсем иное дело школа грамоты. Она научает лишь грамоте. Старообрядчески мальчик, научившись читать, предается чтению в семье. Под влиянием семьи он будет читать лишь известные книги и понимать их под известным углом зрения. И понятно, что из него выйдет ярый раскольнический начетчик, которого труднее убедить отказаться от раскольнических заблуждений, чем простого, неграмотного старообрядца.

В Секурянах числится раскольников 156 душ. В клировых ведомостях в первый раз упоминается о них в 1854 году, когда их насчитывали (5 душ обоего пола. По устным же рассказам, старообрядцы появились здесь не­много ранее: лет 45 тому назад несколько семейств прибыли сюда из Подолии и застали здесь всего семья три. В настоящее время в Секурянах смесь согласий; Здесь ость неокружники (Галактиона[9]), беспоповцы — федосеевцы (одних взглядов с единецкими) и лужковцы. Последних здесь немного: человек 10-15. Моленной у них нет. Неокружников же и федосеевцев здесь приблизительно поровну. У тех и других есть моленные. Неокружники со временем возьмут перевес над федосеевцами. Дело в том, что браки, заключаемые у последних, очень непрочны; браки же неокружников оказываются прочнее. Вот почему даже жена федосеевского уставщика [Афиногена] говорила: «теперь наши стали венчаться у Галактиона, потому что наши браки непрочны». Понятно, что пастве Галактиона легко увеличиться на счет федосеевцев.

Учить своих детей в школах секурянские старообрядцы не желают. Земельного надела они не имеют и потому живут очень бедно. Миссия по отношению к ним должна поэтому состоять не в проповедовании только слова Божия, но и в материальной помощи. <…>

Обозревая все раскольнические поселения северной части Бессарабии, мы видели, что преобладающие согласием явля­ются там последователи австрийского священства и именно те из них, которые не принимают окружного послания. Приемлющие последнее находятся только в Хотине и Грубне да и те, в большинстве случаев, не знают даже окружного по­слания и вполне разделяют взгляды неокружников. Беспопов­цев же мы нашли только в Единцах и Секурянах. А в последних есть несколько человек лужковского согласия. То обстоятельство, что преобладающие согласием на севере Бессарабии являются не окружники, а противоокружники, довольно прискорбно, потому что ревнителям православия легче действовать на первых, как таких, которые по убеждениям гораздо ближе стоят к православию, чем противоокружники. Утешительным обстоятельством может служить лишь то, что неокружники северной части Бессарабии не ожесточены против православной церкви. А это очень важно для миссионеров, деятельность которых при их усердии, несомненно, должна будет иметь достаточный успех, особенно в тех старообрядческих поселениях, где местные православные священники станут содействовать делу миссии и где будут основаны церковно-приходские школы.

С. Маргаритов[10].

 

*************

№ 10

1898 рік. – Відомості про розкол, сектантство і церковні школи в Хотинському повіті, зібрані повітовим наглядачем церковнопарафіяльних шкіл і шкіл грамоти, священиком Василем Дашкевичем

 

Несколько слов о расколе, сектантстве и церковных школах в Хотинском уезде.

 

В Хотинском уезде насчитывается раскольников около 3315 душ и сектантов-шалапутов – около 60 душ. Местами, наиболее населенными в настоящее время раскольниками, являются г. Хотин, сс. Грубно и Белоусовка, мм. Единцы и Секуряны, а сектантами – сс. Волчинец и Широуцы-Высшие.

О времени появления раскольников в Хотинском уезде существует два мнения. По одному из них, раскол возник в местах Северной Бессарабии еще задолго до присоединения Бессарабии к России. Из истории старообрядческих архиереев П. Мельникова[11] видно, что самозваные епископы глаголемых старо-обрядцев Афиноген и Анфим, преследуемые русским правительством и самими старообрядцами, уверившимися в их самозванстве, чаще всего скрывались в так называемой Хотинской раи, в посаде Ветрянке, где существовал раскольничий монастырь, и в Долгой Поляне, где имелась и церковь. В донесении русского резидента в Турции канцлеру Бестужеву-Рюмину находим также указание, что в посаде Ветрянке и с. Долгая Поляна было много раскольников. Но в настоящее время ни в Ветрянке, ни в Поляне раскольников нет. Правда, можно думать, что раскольники в начале нынешнего века переселились из Ветрянки в Грубно, но достоверных сведений об этом нет. Появление раскольников в г. Хотине также относят к прошедшему столетию. Мельников в своей истории о раскольничьих архиереях говорит, что самозваный епископ Анфим титуловал себя архиепископом Кубанским и Хотинской раи. (Русск. Вестн. 69 ст. 449). По другому мнению, основанному на сообщениях раскольничьих стариков, живущих ныне в Хотинском уезде, и подтверждаемому сведениями, находящимися в клировых ведомостях Хотинских церквей, раскольники появились в Хотине только в начале нынешнего столетия. Раскольники селения Грубно и г. Хотина первоначально принадлежали к беглопоповцам, но вскоре, вероятно вследствие близости Белой Криницы, — приняли австрийскую иерархию. В 1873 году Грубенские старообрядцы разбились на две партии: окружников и неокружников, между которыми существует непри-миримая вражда. В 1876 году такие же партии образовались и среди раскольников г. Хотина. Ближайшим поводом к сему послужило переселение в г. Хотин старообрядцев с. Катериновки Подольской губернии. Хотинские раскольники-старожилы желали иметь попом Филиппа Никитина, а Катериновские пере-селенцы Ивана Дубовика. 6-го декабря 1876 года спор между обеими партиями дошел до драки с кровопролитием и прекращен был только при содействии полицейской власти. Вслед за тем неокружники совсем отделились от окружников и в 1877 году выстроили для себя отдельную часовню.

Белоусовские, Секурянские и Единецкие старообрядцы – также не принадлежат к коренным жителям, а переселились сюда частью из Средней России, а частью из Динабурга и его окрестностей; первоначально они поселились в приднестров-ских селах Подольской губернии, а отсюда уже перешли и в пределы Бессарабии.

Сектанты-шалапуты появились в с. Волчинец около 12 лет тому назад; сюда секта эта занесена из Екатеринославской губернии отставным солдатом Кириллом Рябым, в с. Широуцах-Высших появилась она позже, лет шесть тому назад, и распространилась при содействии Якова Беляка, также отставного солдата. Последователи секты тщательно скрывают себя и свое учение от лиц посторон-них и особенно от духовенства, — и для сего усердно посещают храмы и внешним образом исполняют все обряды православной церкви. По существу[12] — секта эта характера мистического и представляет видоизменение хлыстовщины; учение и богослужение ее есть прямое отрицание всего христианства. Отвергая св. Писание, как богооткровенное учение, шалапуты руководствуются своим измышленным учением – «Живым словом» якобы написанным Самим Богом в их сердцах и в особенности в сердцах их так называемых христов и пророков. <…>

Для ослабления раскола и сектантства с одной стороны и предохранения от них православных с другой в г. Хотине, с. Белоусовке и Волчинце, как местах, наиболее населенных раскольниками и сектантами, разновременно устроены были церковные школы. <…>

В Белоусовке церковно-приходская школа открыта в 1890 году. Белоусовка село бедное и население его состоит из православных и раскольников. Православное население, вследствие многих условий, вредно влиявших на религиозно-нравственное состояние его, находилось в самом жалком положении; при бедности и полной безграмотности оно отличалось холодностью к вере и посещению храма Божия, небрежным исполнением христианских обязанностей и разными другими нравственными недостатками. Раскольники, имея свои домашние школы, в умственном отношении состояли выше православных, и даже оказывали влияние на религиозную жизнь последних; но в нравственном отношении и они были не выше православных. При таких неутешительных условиях приходской жизни Белоусовского населения в 1887 году сюда назначен был молодой священник о. «В». Ревностно принялся молодой пастырь за искоренение недостатков своего прихода, не оставляя при этом без внимания и раскольников. Трудна была борьба с застарелым недугом, но о. «В». не падал духом. Стараясь постепенно путем нравственных наставлений и увещаний исправлять недостатки религиозно-нравственной жизни своих прихожан и вместе с тем, хотя косвенно на первых порах воздействовать на раскольников, он сначала открыл в Белоусовке церковно-приходское попечительство, а за тем, при содействии последнего, и церковную школу. Школа открыта в 1890 году, при нем местное общество обязалось нанимать помещение под школу и снабжать ее отоплением. Епархиальный Училищный Совет назначал из своих средств содержание для школы, а Хотинское Отделение Совести снабдило школу классною мебелью и всеми учебными пособиями и принадлежностями. Православное население с радостью встретило школу и с охотою стало посылать детей в школу, но, к сожалению, теснота школьного помещения была причиною того, что в течении 8 лет в ней обучалось только 178 детей. Раскольники на первых порах отнеслись к школе недоверчиво, опасаясь как бы их дети, посещая церковную школу, не подверглись православному влиянию; к тому же у них имелись свои домашние (недозволенные) школы, к которым они по традиции привыкли; но затем, с течением времени и они стали отдавать своих детей в церковную школу. Школа имела самое благотворное влияние на православных с. Белоусовки. Влияние это, прежде всего, отразилось на уменьшении пьянства. В прежние годы пьянство здесь было развито не только среди взрослых, но и среди детей. Родители под пьяную руку не задумывались подчивать водкой и детей. И таким образом прививали к детям пагубную привычку. Вввиду этого в школе обращено было особое внимание на этот порок и он стал предметом частых и настойчивых бесед с учениками. Плодом таких бесед было не только то, что школьники стали с отвращением относится к пьянству, но и несколько семейств, дети которых посещали школу и которые прежде заведомо предавались этому несчастному пороку, стали совершенно воздерживаться от вина. Не меньшее влияние школа имела и на религиозную жизнь Белоусовских прихожан. Чтение и пение школьников при богослужении стало привлекать в храм Божий все большее и большее число богомольцев, а это в свою очередь не могло остаться без влияния на последних. Влияние это поддерживалось тем, что учащимся стали выдаваться надом часослов и псалтырь, посредством которых они знакомили своих домашних с церковными службами, а также книги религиозного нравственного содержания, посредством которых они сообщали сврим семъям образы веры и благочестия. Менее, по-видимому, значение школа имела местных раскольников, хотя нельзя не заметить, что в последнее время, Белоусовские раскольники стали относиться к православным вообще дружелюбнее, а к право-славному духовенству доверчивее. Ввиду сказанного, нельзя не пожалеть, что школа до последнего времени помещается в наемном и неудобном здании. <…>

Из сказанного нельзя не видеть, что церковная школа имеет великое значение не только в просветительном, но и миссионерском деле. Остается, поэтому, пожелать, чтобы во всех селениях, в которых православные живут смешанно с раскольниками и сектантами, открыты были церковные школы, чтобы школы эти имели свои удобные помещения и обеспечены были приличным содержанием и чтобы при школах были открыты библиотеки для чтения, которые, продолжая дела школы, вместе с тем утверждали и распространяли в народ свет истинной веры и христианского благочестия[13].

**********

 

№ 11

Прохання від міщан-старообрядців Подільської, Бессарабської та Херсонської губернії на ім’я Ради Всеросійського з’їзду селян-старообрядців у Москві 22-25 лютого 1906 року

 

Мы просим:

1) Уравнять нас с крестьянами в правах и допустить к покупке земель через крестьянский поземельный банк, или через особый мещанский поземельный банк. В Подольской губ., именно в городах: Балте, Виннице, Брацлове, Гайсине, Баре, в местечке Бершад, в селах: Жуковце, Борске, Петроше, Чернятине, Харотиновке, Ставчане, Краснянке, Шуре, Буровке, Зализняке, Новой Александровке (Майдане), Бушинке, Медведовке, в Бессарабской губернии в городах: Хотине, Ургене, в селах: Белоусовке. Грубне, Телекиште, Куниче, м. Секеряне, а также в Херсонской губ., именно в городах: Ананьеве, Тирасполе, Березовке и в селе Плоском, все мещане-старообрядцы положительно не имеют собственной земли. Вблизи нас около ст. Бирзулы имеется масса земли удельного ведомства, которую желаем купить так как она продается.

2) Урегулировать арендные отношения, так как у нас цены на землю неимоверно поднимаются: в настоящее время у нас десятина земли снимается на один год за 25–30 рублей; при долгосрочной аренде за десятину платят 13–15 руб. в год.

3) Устроить русскую колонию на покупаемой земле с помощью казны без вторжения других национальностей.

4) Переселение должно происходить на казенный счет на отдельные покупаемые земли.

5) Необходимо снабжение отборными сменами, лошадьми, скотом и сельскохозяйственными орудиями на льготных условиях.

6) Желательно, чтобы были устроены за счет казны церковно-приходские училища, с пением, чтением и разъяснением церковных догматов, как для детей, так и для взрослых. Эти училища должны находиться под руководством попечителей из нашей среды, под ежедневным надзором наших священников. Вообще желательно поднятие образования без вторжения других национальностей.

7) Безотлагательно ввести общественные банки, откуда могли бы получать кредит все без исключения как крупные, так и мелкие хозяева и коммерсанты. Это необходимо для введения общественной жизни в обычную колею. Мы в настоящее время по случаю погромов лишены всякого кредита, так как мы находимся в полной зависимости от евреев. Еще в мирное время мы платили евреям 60 и 70 % с сотни годовых, а в настоящее время и рубль за рубль даем, да кредита невозможно найти. В виду этого многие хозяева, арендующее у помещиков земли, лишены возможности уплатить арендную плату за вторую половину года, а потому будут устранены от арендной земли и останутся совершенно без средств к жизни.

8) Необходимо дать возможность старообрядцам кредитовать русских фабрикантов и заводчиков и ограничить кредит евреям, так как они в настоящее время стоять на шаткой почве: одни уезжают за границу, другие банкротят, третьи могут подвергаться всевозможным разгромам, а потому имущества русских заводчиков и фабрикантов, находящаяся в залоге у евреев, оказываются необеспеченными. Мы вполне можем заменить евреев, так как у нас большой сбыт товаров. Можно было бы устроить оптовые склады, из которых мы могли бы брать товары на комиссию.

9) Следует устранить евреев от комиссионерства по железным дорогам, а также от скупки хлеба и аренды земли[14].

************

 

№ 12

1906 рік, 19 лютого. – Оголошення про втрату дозволу на утримання винного погребу в с. Білоусівці, видане в 1904 році Авксентію Зайцеву

 

 

Надзиратель 3 округа Бессарабского акцизного управления сим объявляет, что выданное Авксентию Зайцеву разрешение № 10082 на содержание винного погреба в Белоусовке в 1904 году заявлено утерянным, поэтому если бы таковое где оказалось, должно считаться недействительным[15].

 

************

 

№ 13

1909 рік, 2 червня. – Постанова єпископа Кишинівського і Хотинського Серафима про організацію місіонерського гуртка ревнителів православ’я в селі Білоусівка, Хотинського повіту

 

Отдел по возрождению приходской жизни в епархии.

 

Постановление.

 

1909 года, мая 17 дня. Члены церковно-приходского попечительства, основан-ного при Свято-Димитриевской церкви села Белоусовки, 5-го округа Хотинского уезда, в силу указа Кишиневской духовной Консистории от 10 мая 1899 года за № 2979, в полном составе слушали предложение Кишиневского Епархиального противораскольнического миссионера священника о. Феодосия Воловея, об открытии в приходе нашем кружка ревнителей православия, согласно утвержден-ным Св. Синодом по определению от 20–26 мая 1908 года за № 3443, правилам об устройстве внутренней миссии православной русской церкви. Вполне сознавая важное значение и бесспорную пользу кружка ревнителей православия, как в деле возрождения церковно-приходской жизни, так и в деле народно-приходской миссии, мы единогласно постановили: присоединить к уставу церковно-приходского попечительства правила о народно-приходской миссии, утвержденные Св. Синодом к исполнению, прибавить к своим прямым обязан-ностям обязанности кружка ревнителей православия, согласно 31 — § III отдела правил об устройстве внутренней миссии православной русской Церкви, и исполнять сии обязанности под руководством приходского пастыря под наблюдением и по указанию Епархиального и высшего духовного начальства и во всем действовать во благо церкви, на пользу отечеству и в целях религиозно-нравственного восхождения церковно-приходской жизни наших односельцев.

О всем вышеизложенном и записано настоящее постановление за нашею общею подписью и приложением церковной печати, для представления чрез епархиального миссионера священника о. Феодосия Воловея Его Преосвященству, Преосвященнейшему Серафиму, Епископу Кишиневскому и Хотинскому, на зависящее распоряжение. Председатель попечительства священник Петр Полянский.

Резолюция Преосвященного: № 2541 2 июня 1909 г. Призываю Божие благословение на деятельность кружка, который впоследствии должен положить основание приходскому Совету, но отчеты и дела должны вести независимо от попечительства. Серафим Еп. Кишиневский[16].

 

****************

 

№ 14

1911 рік. – Повідомлення вчителя Білоусівської школи І. Чернея про торжество закладання кам’яного храму на честь св. великомученика Димитрія Солунського в селі Білоусівка, Хотинського повіту

 

Торжество закладки церкви в селении Белоусовке 5-го округа, Хотинского уезда

21 августа сего [1911] года в Белоусовке происходило редкое торжество-закладка каменного храма в честь св. великомученика Димитрия Солунского.

Белоусовка – бедный незначительный приход, населенный почти наполовину старообрядцами. Церковь в Белоусовке очень ветхая, маленькая, имеющая вид обыкновенной крестьянской хаты и отличающаяся от последней разве только установленными на верху ее крестами. Много в Белоусовке перебывало священ-ников, но редко кто из них держался более одного двух лет, — каждый спешил как можно скорее уйти из Белоусовки на другой, более благоустроенный приход. Прихожане так было уже привыкли к частым сменам священнослужителей, что они даже удивлялись, если кто из священников задержится у них более означен-ного времени. Можно себе представить, каких успехов такое священники могли достигнуть в смысле благоустройства прихода и поднятия религиозно-нравственного уровня прихожан! И действительно, прихожане с. Белоусовки долгое время отличались грубостью нравов, косностью ко всему хорошему, неуважением к духовным лицам, безразличным отношением к храму Божию. Требовалось много настойчивого труда и стараний со стороны духовного пастыря чтобы достигнуть каких-либо результатов; но добиться кое-чего можно было только священнику, прожившему более или менее продолжительное время среди этого населены. Таким священником оказался нынешний священник с. Белоусовки о. Петр Полянский. Ему население с. Белоусовки и обязано закладкой новой церкви Он, несмотря на все неудобства, прожил в Белоусовке более 11 лет и с первых же дней своего назначения в Белоусовку задался целью выстроить новый храм вместо старого. Благоговейным ревностным исполнением церковных служб, частыми проповедями о. Петр добился того, что прихожане стали аккуратнее посещать церковные богослужения. Раньше пустовавшая церковь теперь уже не может вместить всех желающих присутствовать за церковным богослужением, что в особенности наблюдается в большие праздники. Это дало возможность о. Петру заговорить о необходимости постройки нового храма. Он начал добиваться намеченной им цели всеми возможными способами, не упуская ни одного удобного случая, когда можно было бы побеседовать с прихожанами по интересующему его вопросу, о построены церкви. Много ему пришлось перенести неудач, неприятностей, иногда даже оскорблений, но о. Петр не унывал: где увещанием, где просьбой, а где и настойчивым требованием, он неуклонно шаг за шагом подвигался к намеченной им цели. Но вот уже все готово – приговор составлен, полномочные избраны, план церкви заказан… Но в дело вмешиваются лица, видящие в этом удобный случай пофигурировать в своих личных целях и интересах, и опять дело откладывается на целый год, а крестьяне теряют около 1000 руб., хотя есть надежда, что таковые, быть может, будут возвращены. Но и тут о. Петр не падает духом: при содействии земского начальника ему удается устранить нежелательных лиц, а на место их избираются другая лица. Дело наладилось: 10-го августа заключен с подрядчиком И.Ф. Кадором договор на постройку в с. Белоусовке каменного котельцового храма, крытого оцинкованным железом, стоимостью в 19.000 рублей, а 21-го августа состоялось самое торжество закладки этого храма.

В этот день всенощное бдение начал совершать священник с. Гвоздоуц Михаил Холдевич, на благословение же хлебов и полиелей выходили, кроме о. Холдевича, местный священник о. Петр Полянский и благочинный 5-го округа о. Теорий Куницкий. Под конец утрени прибыл сербичанский священник о. Феодор Рошка. По окончании утрени в церковной ограде пред иконой св. великомученика Димитрия, при многочисленном стечении молящихся был прочитан о. благочинным с участием о.о. Холдевича и Рошки акафист св. великомученику Димитрию Солунскому. Затем в церкви была совершена о. благочинным в сослужении тех же священников божественная литургия. Во время причастного местным священником о. Петром Полянским была произнесена проповедь на тему «значение храма для христиан», между прочим, он говорил: «Почему мы должны радоваться, построению будущего нового храма нашего? Для того, чтобы ясным был для нас этот вопрос мы должны выяснить, что такое храм. Храм Божий – это место для молитвы верующих, это место особого присутствия Божия, это место, где всегда лучше и усерднее можно помолиться Богу. И если только молитва верующего человека будет искренняя и усердная, то она всегда скорее будет услышана в храме, чем в другом месте, так как Спаситель сказал: «где двое или трое соберутся во имя мое, там и я посреди их». Далее храм для нас – это первая сокровищница духовных благ, источник небесных утешении, так как радость-ли, или какое горе постигает нас, то мы всегда спешим в дом Божий, чтобы излить пред Господом Богом свою молитву, и получаем облегчение душевное в храме Божием все мы воспитываемся духовно. Все важнейшие события нашей жизни совершаются в храме Божием, а именно: здесь в храме над нами совершалось первое таинство крещеная и чрез это таинство мы присоединились к стаду Христову и открылись нам двери в Царствие Божие; здесь во втором таинстве миропомазания, которое совершалось над нами после крещения, дались нам дары Св. Духа, необходимое нам для возрастания и укрепления в жизни христианской. Здесь в храме, живя на земле, мы очищаем язвы нашей совести, т. е. грехи в спасительном таинстве исповеди, а после сего таинства мы удостаиваемся высочайшего счастья в мире соединиться со Христом в великом таинстве причащения. Здесь в святом храме в таинстве брака мы получаем благословение на семейное счастье. Далее, когда мы уж будем бездыханными и безгласными, и тогда нас уж мертвыми принесут в храм Божий, для напутствия нас в другую жизнь священными молитвословиями и песнопениями. Наконец, после смерти нашей, забудут нас все наши присные и знаемые, но не забудет нас только церковь Божия, она всегда в вашем вновь созидаемом храме будет возносить молитву о всех умерших отцах и братиях, здесь лежащих и повсюду православных.

Вот видите, какое значение имеет для нас храм Божий, это иначе говоря, лестница, приводящая нас на небо. Однако, не смотря на столь важное значение храма, для всякого верующего, некоторые люди говорят, зачем строить храмы и ходить в них? Бог везде; разве дома нельзя помолиться также, как и в храме? Горько ошибаются они. Думающие и поступающие так, сами удаляются от Бога, от того и Он отвратить лицо Свое. О таких людях пророк Давид говорить: «Отвращу же тебе лице, возмутятся, отимеши дух их и исчезнуть и в персть свою возвратятся». Вот какое наказание грозить удаляющимся от св. храма. Для того же, чтобы избежать столь ужасного гнева Божия, нужно всею душою, всем сердцем стремиться к Богу и, как можно чаще посещать храм Божий, для того, чтобы быть ближе к Богу. Если таково значение храма Божия, то как вы, прихожане мои, должны стремиться к тому, чтобы не было задержек в деле построения храма Божия. С нынешнего дня вы все свое старание, все свои заботы должны направить к тому, чтобы начинание в постройка церкви увенчалось полным успехом. Ваша жертва уже есть на эту постройку новой церкви, имею в виду деньги нашего церковно-приходского попечительства. Сочувственно отнеслись к этому св. делу построения церкви крестьяне и других сел Секурянской волости, которые на волостном сходе пожертвовали на вашу новостроящуюся церковь две тысячи рублей. Благодарение им за их жертву. И вот, благодаря попечительским деньгам и этим двум тысячам, вы имеете теперь возможность приступить к постройка нового храма. Но впереди предстоит еще много хлопот и забот вам, у вас и половины нет еще денег, необходимых на постройку церкви, а ведь нужны еще будут деньги на благоукрашение церкви внутри достойным образом во славу Божию. Но да не смущается сердце ваше. За ваши труды и заботы всегда в вашем новом храме будет возноситься молитва о вас, как создателях св. храма сего. А что может быть утешительнее этой молитвы!! Необходимо сделать раскладку на недостающую сумму, усугубить свои жертвы и труды, слушаться совета лиц, состоящих в вашем комитете, и при помощи Божией и содействах благодати Св. Духа, дело построения новой церкви будет окончено. А посему, когда сейчас по окончании божественной литургии мы пойдем на место закладки нашего храма, то помолимся, братие, от всей души, да благословит Господь Бог наше начинание построения храма и да поможет нам довести это доброе дело до желанного конца».

Окончив литургию, все бывшие священники с участием и о. Петра, за теснотой в храме, в церковной ограде отслужили молебен св. великом. Димитрию, пред началом которого о. благочинный рассказал житие св. великомученика Димитрия, сделав необходимый нравоучительный вывод. Во все время пел местный школьный хор под управлением учителя.

К концу молебна прибыл еще Коболчинский священник о. Андрей Слоялов. К тому же времени собралось из окрестных сел до полутора тысячи народа. Все присутствующие во главе пяти священников при пении тропаря и стихир св. Димитрию с крестным ходом торжественно направились к месту закладки новой церкви, где и был совершен чин положенный на основание церкви. Торжество для Белоусовки небывалое. К тому же благоприятствовала великолепная погода. При закладке присутствовало, между прочим, масса местных старообрядцев.

Совершив чин закладки церкви, все таким же образом возвратились обратно в церковь. Здесь, в церковной ограде, прихожанами с. Белоусовки была предложена всем присутствующим трапеза, почетные же гости были приглашены на обед в дом местного священника о. Петра Полянского. Таким образом, с Божьей помощью, самое трудное уже сделано. Дай же, Господи, чтобы дальше уже не было никаких препятствий и начатый храм благополучно был доведен в постройке до конца.

Черней[17].

На верхній ілюстрації — з картини «Патріарх Нікон переглядає богослужебні книги». Художник Ківшенко А. Д., 1880 рік.

____________________________________________________________________________

[1] Кажуть, що безпопівців є лише сім’ї дві-три.

[2] Тут і далі при позначенні кількості душ старообрядців я користуюся «Звітом про церковно-парафіяльні школи і школи грамоти Кишинівської єпархії за 1890-91 навчальний рік».

[3] Така школа вже відкрита в м. Хотин.

[4] Подлєсний вже приєднався до православ’я.

[5] Отцю Георгію за надані ним свідчення ми глибоко вдячні.

[6] Отець Георгій Гербановський цілком підтверджує цю здогадку. За його словами, грубенські старообрядці «з часу появи їх на горизонті Бессарабії були і є попівці, а безпопівців вони страшно ненавиділи і тепер ненавидять». Безпоповцями ж вони значилися тому, що «в той час поліція спільно з благочинним сильно присліджувала всяких біглих і самозваних попів у старовірів, внаслідок чого писали клірові відомості, не бачачи попів у грубенських розкольників і «обізвали останніх безпопівцями».

[7] Так як населення с. Грубна виключно розкольницьке, то відкриття тут церковнпарафіяльної школи досить важка справа.

[8] Чути, що в Хотині вже будують церкву для майбутніх одновірців, або, принаймні, готові будувати. дай боже. Але в такому випадку тим більше слід побудувати церкву в Грубні.

[9] Кажуть, що сім’ї три стоять за Філіпа.

[10] Маргаритов С. Старообрядцы северной части Бессарабии // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1893. – № 1-2. – С. 17 – 25; 1893. – № 3 — С. 55 – 68.

[11] Истор. Старообрядческ. архиереев. П. Мельникова. Русск. Вестн. 1863.

[12] Секты мистические С. Маргаритова (см. Епарх. Вед. за 1894 год) «Люди Божии» И. Добротворского и кратк. истор. и вероуч. рацион. и мист. сект. Кутепова.

[13] С.В.Д. Несколько слов о расколе, сектантстве и церковных школах в Хотинском уезде // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1898. — № 22. – С. 748 – 756.

[14] Материалы по вопросам земельному и крестьянскому. Всероссийский съезд крестьян-старообрядцев в Москве, 22–25 февраля 1906 года. – Москва: Типо-литография Т-ва Кушнерев и К, 1906. – С. 431 – 432.

[15] Указатель правительственных распоряжений по Министерству финансов. – СПб., 1906. – № 8, воскресенье, 19 февраля (4 марта). – С. 159.

[16] Кишиневские епархиальные вести. – Кишинев: Епархиальная типография, 1909. — № 27. – С. 1122–1123.

[17] Черней. Торжество закладки церкви в селении Белоусовке 5-го округа, Хотинского уезда // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1911. — № 39. – С. 1385 – 1390.

Залиште свій коментар