Торжество закладки церкви в селении Белоусовке 5-го округа Хотинского уезда в 1911 г.

Автор: admin

8 октября в селе Белоусовка – храмовый праздник. Но даже не многие жители самой Белоусовки в наше время знают историю своего храма. Предлагаем Вашему вниманию исторический материал – статью, которая была опубликована в 1911 году в связи с закладкой строительства этой церкви.

———————————————————

21 августа сего [1911] года в Белоусовке происходило редкое торжество — закладка каменного храма в честь св. великомученика Димитрия Солунского.

Белоусовка – бедный незначительный приход, населенный почти наполовину старообрядцами. Церковь в Белоусовке очень ветхая, маленькая, имеющая вид обыкновенной крестьянской хаты и отличающаяся от последней разве только установлен-ными на верху ее крестами. Много в Белоусовке перебывало священников, но редко кто из них держался более одного — двух лет, — каждый спешил как можно скорее уйти из Белоусовки на другой, более благоустроенный приход. Прихожане так было уже привыкли к частым сменам священнослужителей, что они даже удивлялись, если кто из священников задержится у них более означенного времени. Можно себе представить, каких успехов такое священники могли достигнуть в смысле благоустройства прихода и поднятия религиозно-нравственного уровня прихожан! И действительно, прихожане с. Белоусовки долгое время отличались грубостью нравов, косностью ко всему хорошему, неуважением к духовным лицам, безразличным отношением к храму Божию. Требовалось много настойчивого труда и стараний со стороны духовного пастыря чтобы достигнуть каких-либо результатов; но добиться кое-чего можно было только священнику, прожив¬шему более или менее продолжительное время среди этого на¬селены. Таким священником оказался нынешний священник с. Белоусовки отец Петр Полянский. Ему население с. Белоусовки и обязано закладкой новой церкви. Он, несмотря на все не¬удобства, прожил в Белоусовке более 11 лет и с первых же дней своего назначения в Белоусовку задался целью выстроить но¬вый храм вместо старого. Благоговейным ревностным исполнением церковных служб, частыми проповедями отец Петр добился того, что прихожане стали аккуратнее посещать церковные богослужения. Раньше пустовавшая церковь теперь уже не может вместить всех желающих присутствовать за церковным богослужением, что в особенности наблюдается в большие праздники. Это дало возможность отцу Петру заговорить о необходимости постройки нового храма. Он начал добиваться намеченной им цели всеми возможными способами, не упуская ни одного удобного случая, когда можно было бы побеседовать с прихожанами по интересующему его вопросу, о построены церкви. Много ему пришлось перенести неудач, неприятностей, иногда даже оскорблений, но отец Петр не унывал: где увещанием, где просьбой, а где и настойчивым требованием, он неуклонно шаг за шагом подвигался к намеченной им цели. Но вот уже все го¬тово — приговор составлен, полномочные избраны, план цер¬кви заказан… Но в дело вмешиваются лица, видящие в этом удобный случай пофигурировать в своих личных целях и интересах, и опять дело откладывается на целый год, а кре¬стьяне теряют около 1000 руб., хотя есть надежда, что таковые, быть может, будут возвращены. Но и тут отец Петр не падает духом: при содействии земского начальника ему удается устранить нежелательных лиц, а на место их избираются другая лица. Дело наладилось: 10-го августа заключен с подрядчиком И.Ф. Кадором договор на постройку в с. Белоусовке каменного котельцового храма, крытого оцинкованным железом, стоимостью в 19.000 рублей, а 21-го августа со¬стоялось самое торжество закладки этого храма.

В этот день всенощное бдение начал совершать свя¬щенник с. Гвоздоуц Михаил Холдевич, на благословение же хлебов и полиелей выходили, кроме отец Холдевича, местный священник отец Петр Полянский и благочинный 5-го округа отец Теорий Куницкий. Под конец утрени прибыл сербичанский священник отец Феодор Рошка. По окончании утрени в церковной ограде пред иконой святого великомученика Димитрия, при многочисленном стечении молящихся был прочитан отцом-благочинным с участием отцов Холдевича и Рошки акафист святому великомученику Димитрию Солунскому. Затем в церкви была совершена отцом-благочинным в сослужении тех же священников божественная литургия. Во время причастного местным священником отцом Петром Полянским была произнесена проповедь на тему «значение храма для христиан», между прочим он говорил:

«Почему мы должны радоваться, построению будущего нового храма нашего? Для того, чтобы ясным был для нас этот вопрос мы должны выяснить, что такое храм. Храм Божий – это место для молитвы верующих, это место особого присутствия Божия, это место, где всегда лучше и усерднее можно помолиться Богу. И если только молитва верующего человека будет искренняя и усердная, то она всегда скорее будет услышана в храме, чем в другом месте, так как Спаситель сказал: «где двое или трое соберутся во имя мое, там и я посреди их». Далее храм для нас – это первая сокровищница духовных благ, источник небесных утешении, так как радость ли, или какое горе постигает нас, то мы всегда спешим в дом Божий, чтобы излить пред Господом Богом свою молитву, и получаем облегчение душевное. В храме Божием все мы воспитываемся духовно. Все важнейшие события нашей жизни совершаются в храме Божием, а именно: здесь в храме над нами совершалось первое таинство крещеная и чрез это таинство мы присоединились к стаду Христову и открылись нам двери в Царствие Божие; здесь во втором таинстве миропомазания, которое совершалось над нами после крещения, дались нам дары Св. Духа, необходимое нам для возрастания и укрепления в жизни христианской. Здесь в храме, живя на земле, мы очищаем язвы нашей совести, т. е. грехи в спасительном таинстве исповеди, а после сего таинства мы удостаиваемся высочайшего счастья в мире — соединиться со Христом в великом таинстве причащения. Здесь в святом храме в таинстве брака мы получаем благословение на семейное счастье. Далее, когда мы уж будем бездыханными и безгласными, и тогда нас уж мертвыми принесут в храм Божий, для напутствуя нас в другую жизнь священными молитвословиями и песнопениями. Наконец, после смерти нашей, забудут нас все наши присные и знаемые, но не забудет нас только церковь Божия, она всегда в вашем вновь созидаемом храме будет возносить молитву о всех умерших отцах и братиях, здесь лежащих и повсюду православных.

Вот видите, какое значение имеет для нас храм Божий, это иначе говоря, лестница, приводящая нас на небо. Однако, несмотря на столь важное значение храма, для всякого верующего, некоторые люди говорят: «Зачем строить храмы и ходить в них? Бог везде; разве дома нельзя помолиться также, как и в храме?» Горько ошибаются они. Думающие и поступающие так, сами удаляются от Бога, от того и Он отвратить лицо Свое. О таких людях пророк Давид говорить: «Отвращу же тебе лице, возмятутся, отимеши дух их и исчезнуть и в персть свою возвратятся». Вот какое наказание грозить удаляющимся от св. храма. Для того же, чтобы избежать столь ужасного гнева Божия, нужно всею душою, всем сердцем стремиться к Богу и, как можно чаще посещать храм Божий, для того, чтобы быть ближе к Богу. Если таково значение храма Божия, то как вы, прихожане мои, должны стремиться к тому, чтобы не было задержек в деле построения храма Божия. С нынешнего дня вы все свое старание, все свои заботы должны направить к тому, чтобы начинание в постройке церкви увенчалось полным успехом. Ваша жертва уже есть на эту постройку новой церкви, имею в виду деньги нашего церковно-приходского попечительства. Сочувственно отнеслись к этому св. делу построения церкви крестьяне и других сел Секурянской волости, которые на волостном сходе пожертвовали на вашу новостроящуюся церковь две тысячи рублей. Благодарение им за их жертву. И вот, благодаря попечительским деньгам и этим двум тысячам, вы имеете теперь возможность приступить к постройка нового храма. Но впереди предстоит еще много хлопот и забот вам, у вас и половины нет еще денег, необходимых на постройку церкви, а ведь нужны еще будут деньги на благоукрашение церкви внутри достойным образом во славу Божию. Но, да не смущается сердце ваше. За ваши труды и заботы всегда в вашем новом храме будет возноситься молитва о вас, как создателях св. храма сего. А что может быть утешительнее этой молитвы! Необходимо сделать раскладку на недостающую сумму, усугубить свои жертвы и труды, слушаться совета лиц, состоящих в вашем комитете, и при помощи Божией и содействах благодати Св. Духа, дело построения новой церкви будет окончено. А посему, когда сейчас по окончании божественной литургии мы пойдем на место закладки нашего храма, то помолимся, братие, от всей души, да благословит Господь Бог наше начинание построения храма и да поможет нам довести это доброе дело до желанного конца».

Окончив литургию, все бывшие священники с участием и отца Петра, за теснотой в храме, в церковной ограде отслужили молебен св. великомученике Димитрию, пред началом которого отець-благочинный рассказал житие св. великомученика Димитрия, сделав необходимый нравоучительный вывод. Во все время пел местный школьный хор под управлением учителя.

К концу молебна прибыл еще коболчинский священник отец Андрей Слоялов. К тому же времени собралось из окрестных сел до полутора тысячи народа. Все присутствующие во главе пяти священников, при пении тропаря и стихир св. Димитрию, с крестным ходом торжественно направились к месту закладки новой церкви, где и был совершен чин положенный на основание церкви. Торжество для Белоусовки небывалое. К тому же благоприятствовала великолепная погода. При закладке присутствовало, между прочим, масса местных старообрядцев.

Совершив чин закладки церкви, все таким же образом возвратились обратно в церковь. Здесь, в церковной ограде, прихожанами с. Белоусовки была предложена всем присутствующим трапеза, почетные же гости были приглашены на обед в дом местного священника отца Петра Полянского. Таким образом, с Божьей помощью, самое трудное уже сделано. Дай же, Господи, чтобы дальше уже не было никаких препятствий и начатый храм благополучно был доведен в постройке до конца.

Черней И.

Источник: Черней. Торжество закладки церкви в селении Белоусовке 5-го округа, Хотинского уезда // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1911. — № 39. – С. 1385 – 1390.

Материал представлен для публикации историком и писателем А.С. Мандзяком.

На фото – восстановленная в наше время церковь.

Залиште свій коментар