Храмы села Сербичаны

Автор: admin

Алексей Мандзяк

Сербичаны – село Сокирянского района Черновицкой области. Как иСербичаны Колокольня многие другие населенные пункты Сокирянщины оно имеет свою многовековую историю, значительное место в которой было отведено церковной жизни его населения. Тем не менее, именно эта часть истории до ныне менее всего исследована. Мало того, нам практически ничего не известно, когда именно и каким образом в Сербичанах, впрочем, как и во многих других населенных пунктах Сокирянщины, были возведены и освящены первые, вторые, третьи… церковные здания, и это при том, что христианами жители Сокирянщины стали многие столетия тому назад. Очевидно, что и нам не удастся дать исчерпывающие ответы по этой теме. Прошлое умеет хранить тайны, и оставляет после себя лишь намеки на правду, но не ее саму. Однако, некоторые сведения, пусть и весьма краткие, касающиеся церквей села Сербичаны, нам удалось собрать.

Из господарских грамот и актовых записей Молдавского княжества XV–XVII веков, известно, что во второй половине XV века село Сербичаны принадлежало Андрейке Шербичу (Шербич, Шербик), благодаря которому село получило свое название – «Шербичаны» изменившееся со временем в «Сербичаны»[1]. То есть имя владельца стало причиной наименования населенного пункта (село, где живут Сербичаны Михайловская церковьшербичаны – наследники Шербича; или – крестьяне живущие на земле принадлежащей Шербичу).

Первые же документальные сведения о самом существовании церкви в селе относятся только к первой половине XVII в., да и то в единичном упоминании, из которого становится известно, что церковь в Сербичанах была возведена на средства одного из землевладельцев села, а именно боярина Симиона Пилиповского, и его многочисленного семейства. Половина села Сербичаны досталась Симиону в качестве приданного от родителей его жены Марики, – дочь Ионашко Дэрмана (из Венгрии) и Маргицы Врынчану, внучка богатого землевладельца Ивана Врынчану, который был одним из потомков и наследников владений Андрейки Шербича.

Далее, доступные нам письменные источники свидетельствуют о том, что в первой половине XVIII столетия в Сербичанах была возведена деревянная церковь в честь Святого Николая Чудотворца. В 1767 году при этой церкви стал служить священником некто Григорий, который до этого был чтецом, потом иподиаконом, иеродиаконом при церкви Святого Григория Богослова в городе Хотине. Там же, епископом Амфилохием (ок. 1730–1800) он был рукоположен в сан священника. Прослужив некоторое время в Хотине, по собственному прошению, он был направлен на место священника при церкви Святого Николая Чудотворца в селе Сербичаны[2].

Семейный склеп Зангов 01

Семейный склеп семьи Занги

В 1769 году, во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов, эта церковь сгорела. Случилось это практически сразу после отхода армии А.М. Голицына за Днестр. Напомним, Первая армия под командованием генерал-аншефа князя Александра Михайловича Голицына (1718–1783), построив два понтонных моста перешла р. Днестр вблизи села Непоротово[3]. Но еще 14 апреля с территории Подолья, вплавь на другой берег Днестра перебрался авангард А. Прозоровского и Х. Штофельна: «для прикрытия будущей переправы и устройства тет-де-пона[4] на той стороне Днестра»[5]. Переправа армии Голицына в количестве 44,5 тыс. длилась почти целый день, поэтому на месте переправы был устроен ночлег. 16 апреля 1769 года значительная часть армии останавливалась на постой в селе Романковцы, о чем в своему «Журнале» отметил и сам князь Прозоровський: «16-го армия следовала до деревни Романковцы в 2-х милях от берегу, где и ночевали»[6]. В то же время генерал-поручик Штофельн со своим корпусом находился в Сербичанах. 17 апреля 1769 г. армия перешла в лагерь под селом Новоселица, а 18 апреля атаковали Хотинскую крепость. Разбив турецкую армию Караман-Паши, из-за отсутствия достаточного количества осадной артиллерии и проблем с провиантом, Голицын так и не решился штурмовать крепость. Российская армия вынужденная была отойти, и 24 апреля вернулась назад за Днестр, на Подолию, где затем князь Голицын целых два месяца оставался в бездействии.

Предания говорят о том, что церковь Святого Николая Чудотворца, вместе с священником и некоторыми прихожанами, сожгли озлобленные русской армией янычары. По другой версии, священник спасся, но больше не захотел служить в этом селе. Как бы там ни было, в 1774 году, на месте старой церкви была возведена новая – Архангело-Михайловская, священником при которой стал «поп Василий», а дьячком некий Ян[7].

Согласно «Сведениям о состоянии церквей в Бессарабии в 1812–1813 гг.», Архангело-Михайловская церковь села Сербичаны: «…деревянная, не весьма ветхая, но малая; одежд церковных скудно, а книг не весьма скудно»[8]. По данным из «Росписи землевладения и сословного строя населения Бессарабии» 1817 года, при этой церкви служили три священника, один дьячок и один пономарь[9]. Действовала эта Архангело-Михайловская церковь до 1840-х годов.

В 1846 году, стараниями прихожан, была построена новая церковь, также Архангело-Михайловская: «…деревянная, с таковою же отдельной колокольней, покрыта гонтою, крепкая»[10]. И это при том, что в первой половине 1840-х годов сербичанских жителей косило одно несчастье за другим – было несколько пожаров, неурожай, а 8 августа 1844 года «в вотчинах Ветрянке и Сербичанах, с проливным дождем выпал град, которым повреждено яровых хлебов, принадлежащих поселянам, на 2,100 рублей серебром»[11].

В 1905 – 1906 гг. усилиями местных крестьян, а также помещиков Занга, в церкви и на ее подворье был произведен ремонт, за что епархиальным начальством было преподано архипастырское благословение с выдачею грамоты: «обществу прихожан церкви села Сербичан, Хотинского уезда, за пожертвование ими на ремонт своего приходского храма 850 рублей, и землевладельцу того же села Александру Иванову Занга, за пожертвование им на тот же предмет 200 рублей»[12] и «прихожанке церкви с. Сербичан Хотинского уезда, Виктории Ивановой Занга и прихожанам того же села: Никифору Пленгой, Василию Добровольскому, Василию Ткачуку и Дмитрию Маковею, за заботы о нуждах своего приходского храма»[13].

Во второй половине XIX века и первой декаде XX столетия значительную финансовую и юридическую помощь церкви и ее служителям оказывали местные помещики, представители семьи Занга. После смерти Александра (Алеко) Занги, с разрешения епархиального начальства на территории церковного двора был построен их фамильный склеп, который сохранился до наших дней. Во дворе церкви, рядом со склепом, также находится могила малолетнего Евгения Занги, который умер в возрасте 8 лет и 9 месяцев отроду – 4 июля 1910 года.

В 1995 году, рядом со старой Архангело-Михайловской церковью, на средства общества села в Сербичанах начали строить новую церковь – Свято-Михайловскую. 5 ноября 2009 года она была освящена и открыта для прихожан. Богослужение проводил епископ Хотинский Мелентий, ему помогали благочинный Сокирянского округа отец Нестор и священнослужители Сокирянского благочиния.

Добавим, что 13 ноября 1898 г. в селе Сербичаны была освящена и открыта церковно-приходская школа. Попечительница новооткрытой школы стала местная вдовствующая помещица Виктория Ивановна Занга (урожденная Рома), которая поселилась в Сербичанах после замужества в 1893 году с купцом и местным помещиком Георгием Ивановичем Занга[14]. Первой учительницей стала окончившая епархиальное училище Мария Центюль, которая до этого работала в Волошковской школе. В 1899 году она была переведена в Благовещенскую школу грамоты города Кишинева, а на ее место назначен бывший учитель Васильковской школы Сорокского уезда – Александра Сорочан. Через год Александра Сорочан отправилась преподавать в Перковскую церковно-приходскую школу, а ее место заняла Олимпиада Радонежская, которая до этого учительствовала в Ходороуцкой церковно-приходской школе…

 &&&

Краткий список священно- и церковнослужителей при церкви села Сербичаны[15]

Сербичаны Новая м старая церковь (3)

Старая и новая церкви

Бежан Павел Феофилович (1888 г.р.), родился в с. Путинешты. В августе 1898 поступил в приготовительный класс Единецкого духовного училища. По окончании второго класса в 1903 году был уволен. В 1904 году поступил послушником в Курковский Рождество-Богородичный монастырь, где жил в течение года. С 1906 по апрель 1907 – временно исполняющий должность псаломщика при церкви села Тарутино Аккерманского уезда. В апреле 1907 года перемещен на место псаломщика к церкви в села Сербичан. Умер в 1930-х годах и похоронен возле церкви.

Бесляга (Бешляга) Николай Стефананович (20.01.1908 г.р.) – сын священника села Кормань (с 1915 г.). Окончил Кишиневскую духовную семинарию. С 1 июля 1930 г. служил священником при церкви села Сербичаны[16].

Бэлтяну Атанасий (1872 г.р.) – псаломщик при церкви с. Сербичаны, с 15 июля 1923 года. В служении с 1909 года.

Галуппа Викентий – сын псаломщика, 5-го июня 1902 года назначен исправляющим должность псаломщика к церкви села Сербичаны.

Делинский Владимир, окончил псаломщический класс и 22 марта 1911 г. направлен временно исполняющим обязанности псаломщика к церкви с. Кайнар-Веки Сорокского уезда. 28 октября 1911 года назначен исполняющим обязанности псаломщика к церкви м. Сокиряны. 16 октября 1913 г. временно исполняющий обязанности псаломщика церкви с. Бурланешты Владимир Делинский освобожден от исправления должности. 20 января 1915 г. назначен псаломщиком к церкви села Сербичаны.[17]

Димитриу Фома Константинович – сын священника Константина Ивановича Димитриу, который служил в Аккерманском уезде. 30 апреля 1900 года назначен исправляющим должность псаломщика к церкви с. Сербичаны.

Доброшинский Семен (1848 г.р.) – сын пономаря. На службе с 1866 года, с 1920 года дьячок при церкви села Сербичаны[18].

Дрочинский Василий Антонович (1785 или 1787 г.р.), прикреплен священником при Архангело-Михайловской церкви села Сербичаны в 1816 году[19], по собственному прошению, которое направил епархиальному начальству в 1813 году будучи на то время дьячком при церкви в местечке Бричаны[20]. Священник при церкви села Сербичаны, по данным на 1822 год[21]. По данным на 1835 год, был также на должности депутата.

Дрочинский Георгий Васильевич (1813 г.р.) – сын священника села Сербичаны Василия Антоновича Дрочинского. Родился в местечке Бричаны, и «получил домашнее образование и был обучен грамоте». Дьячок при церкви села Сербичаны по данным на 1835 год[22].

Кириллович Василий Федорович (1833 г.р.), родился в селе Мендиковцы Хотинского уезда (современная Алексеевка Сокирянского районна), в семье дьячка Федора Стефановича Кирилловича (1802 г.р.)[23]. В 1863 году был определен к церкви села Маркоуцы Хотинского уезда. В 1892 году перемещен на должность псаломщика к церкви села Сербичаны[24]. Затем был направлен псаломщиком при церкви с. Ветрянка, но прослужив там некоторое время был возвращен в Сербичаны. Умер 11 апреля 1898 года. Вдова, Мария Ивановна Кириллович получала помощь от Общества взаимного вспоможения духовенства Кишиневской епархии (1900 г.).

Кириллович Тимофей – священнический сын села Котельной Хотинского уезда. 30 января 1880 года определен в село Сербичаны, того же уезда, на место псаломщика. Через некоторое время был перемещен псаломщиком к церкви села Ветрянка. Вышел за штат в 1899 году. В том же году скончался. Вдова, Вера Кириллович получала помощь от Общества взаимного вспоможения духовенства Кишиневской епархии (по данным на 1900 г.).

Могила Жени Занги 01

Могила Евгения Занги

Комерзан Василий Ильевич (1861 г.р.) – священнический сын. Учился в Единецком духовном училище. 14 декабря 1879 г. определен исполняющим обязанности псаломщика к церкви с. Шебутинцы. 10 мая 1880 года, по прошению, перемещен на место псаломщика к церкви села Бедраж. В 1881 году распоряжением епархиального начальства перемещен обратно в село Шебутинцы. В 1881 году переведен к церкви села Ветрянки. С 1882 года и по данным на 1885 год – псаломщик при церкви с. Сербичаны[25]. С 1892 года – псаломщик при церкви села Мендыковцы[26]. В 1911 г. ему объявлено Благословение Святейшего Синода, с грамотой. Умер 1 марта 1926 г.

Левицкий Семен Васильевич (1820/1825 г.р.), родился в с. Липник Хотинского уезда, в семье причетника Василия Михайловича Левицкого (1795 г.р.)[27]. В 1845 году определен к церкви села Сербичаны с посвящением в стихарь[28]. По данным на 1896 год – сверхштатный псаломщик при церкви с. Сербичаны. Повторно утвержден в должности 30 июня 1898 г. Умер 9 марта 1900 года. Вдове псаломщика Марии Ильиничне Левицкой оказывалась помощь от Общества взаимного вспоможения духовенства Кишиневской епархии (по данным на 1900 г.).

Лека Иван. Исполняющий обязанности псаломщика с. Заим Бендерского уезда Иван Лека, 20 февраля 1912 года перемещен к церкви с. Сербичаны Тем же числом указано, что он перемещен к церкви с. Кобылки Оргеевского уезда[29].

Макаревич Константин – исполняющий обязанности псаломщика церкви с. Сербичаны, назначен 13 июня 1914 года. 10 января 1915 г. перемещен к церкви с. Кирютня Бендерского уезда.

Назаревич Петр Иванович (1818 г.р.), родился в семье дьячка (позже священника) Ивана Григорьевича Назаревича (1784 г.р.), в селе Коболчин Хотинского уезда[30]. В 1833 году определен дьячком при церкви с. Коболчин. В 1845 году рукоположен в дьякона при той же церкви. В 1848 году рукоположен в сан священника и направлен служить при церкви Беловцы Хотинского уезда. В 1861 году перемещен к Дмитриевской церкви с. Гвоздовцы. В 1875 году перемещен на место священника при церкви с. Сербичаны[31]. 18 апреля 1877 года был награжден скуфьей, в 1887 г. – камилавкою. 7 февраля 1878 г. утвержден духовником по 5-му округу Хотинского уезда. 15 мая 1899 г. за пятидесятилетнюю службу награжден орденом св. Владимира 4 степени. 24 июля 1900 г. согласно просьбе, уволен за штат по преклонности лет. Умер 11 января 1902 года.

Назельский Лукьян (1778 г.р.) – священник при церкви села Сербичаны, по данным на 1822 год[32]. Родом из Подольской губернии.

Пламадяла Алексей – священник церкви с. Пояны Оргеевского уезда. 21 апреля 1917 г. перемещен на священническое место к церкви с. Сербичаны.

Попович Федор Максимович – священник, проживая в Винницкой области был подвергнут репрессиям со стороны коммунистического режима,. Со временем переехал в с. Сербичаны, где в 1948 году умер и был похоронен на церковном подворье.

Преображенский Дмитрий (1872 г.р.) – законоучитель женской учительской семинарии. 25 октября 1916 г. назначен сверх штата к церкви Кишиневской 2-ой гимназии. С 1922 г. священник при церкви с. Сербичаны[33]. Упомянут в справочнике «Адресный календарь всей Румынии» на 1924–1925 гг[34]. 1 февраля 1930 г. освобожден от должности. Умер 12 марта 1930 г.

Рошка Федор – священник с. Путинешты Сорокского уезда. 30 апреля 1911 года, согласно прошению, перемещен к церкви с. Сербичаны. В 1913 году награжден скуфьей.

Свитенко (Светенко) Феодосий Иванович (1878 – 1941), родился в семье церковного причетника храма Успения Богородицы в селе Недобоуцы Хотинского уезда. В 1900 году окончил курс семинарских наук в Кишиневской духовной семинарии. 9 сентября 1900 года определен на священническое место при церкви села Сербичаны, а 8 октября рукоположен во священники. В 1906 году был назначен членом благочинного совета. В том же году награжден набедренником. На протяжении 11-ти лет состоял заведующим и законоучителем Сербичанской церквно-приходской школы. 2 марта 1911 г., согласно прошению, перемещен к церкви предместья г. Бендеры – «Гиски», где также состоял законоучителем Гисковского одноклассного городского училища. Убит 19 июня 1941 года. Его нашли жители села Гиска недалеко от Суворовой горы в подвале жилого дома зверски замученного. Захоронен при церкви с. Гиска[35].

Шкребинский Иван Васильевич (1788 г.р.) – дьячок при церкви села Сербичаны по данным на 1822 год[36]. После смерти священника Лукьяна Назельского, был рукоположен в сан священника и служил при той же церкви. Умер до 1835 года.

Шкеребинский (Широбинский) Паросний (Парфений) Васильевич (1800 г.р.) – пономарь при церкви села Сербичаны по данным на 1835 год[37].

 ____________________________________________________

[1] Чорний О., Мандзяк О. Не загубились села у віках: Дослідження, знахідки, відкриття. – Чернівці: «Друк Арт, 2014». – С. 136 – 139.

[2] Tomescu C.N. Diferite ştiri din arhiva consiliului eparhial Chişinău // Arhivele Basarabiei. Revistă de istorie şi geografie a Moldovei dintre Prut şi Nistru. – Chişinău: Tipografia Eparhiala «Cartea Romaneasca», 1933. – Anul V, № 3. – P. 214-215.

[3] Столетие присоединения Бессарабии к России: 1812-1912 г.г. / Cост. протоиерей Н. В. Лашков. – Кишинев: Тип. Бессарабского Губернского Правления, 1912.- С. 23.

[4] Тет-де-пон (фр. Tête de pont – «голова моста»), предмостное укрепление, плацдарм для охраны переправ.

[5] Война России с Турцией и польскими конфедератами. С 1769 – 1744 год. Составлено, преимущественно, из неизвестных по сие время, рукописных материалов, Генерального штаба капитаном А. Петровым. – Том. 1: Год 1769. – СПб., 1866. – С. 158.

[6]Прозоровский А. А. Записки генерал фельдмаршала князя Александра Александровича Прозоровского, 1756–1776 / Сост. и коммент.: А.К. Афанасьев, Г.С. Марштупа, Е.С. Самонина, О.И. Самсонова; Вступ. ст.: А.К. Афанасьева. — Москва: Рос. Архив, 2004. – С. 232.

[7] Чорний О.Д., Мандзяк О.С. Сокирянська бистрина – Чернівці: «Прут», 2011. – С. 152.

[8] Халиппа И. Сведения о состоянии церквей в Бессарабии в 1812 – 1813 гг. // Труды Бессарабской Губернской ученой архивной комиссии. – Т. III. – Кишинев, 1907. – С. 260.

[9] Роспись землевладения и сословного строя населения Бессарабии по данным переписи 1817 года. – Обработал по официальным данным И.Н. Халиппа // Труды Бессарабской губернской ученой архивной комиссии. – Том. III. – Кишинев: Типо–Липография Э. Шлиомовича, 1907. – С. 16 – 17.

[10] Ведомость о Архрангело-Михайловской церкви селения Сербичан 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1896 год.

[11] Смесь. Замечательнейшие градобития // Журнал Министерства внутренних дел. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1844. – № 10. – С. 127.

[12] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1906. – № 46. – С. 336.

[13] Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1906. – № 46. – С. 337.

[14] Св. А. С-чъ. Открытие церковно-приходской школы в сел. Сербичанах, Хотинского уезда // Кишиневские епархиальные ведомости. – Кишинев, 1898. – Год 31. – № 24. – С. 813 – 816.

[15] Работа над составлением списка продолжается.

[16] Мандзяк А.С. Священно- и церковнослужители Сокирянщины (XIX в. – 1920-е гг.): некоторые данные к историко-биографическому словарю // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 3. – Мінськ – Новодністровськ, 2011. – С. 154.

[17] Мандзяк А.С. Священно- и церковнослужители Сокирянщины (XIX в. – 1920-е гг.): некоторые данные к историко-биографическому словарю // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 3. – Мінськ – Новодністровськ, 2011. – С. 161.

[18] Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia): ed. oficială / alcăt. după date oficiale de C. N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chişinau.: Tip. Eparhială, 1922. – P. 127.

[19] Дело по рассмотрению рапорта протоиерея Радостата Г.О. о назначении дьячка м. Бричан Дрочинского В. священником церкви с. Сербичан. Того же цинута (15.06.1916-05.07.1816). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 205, оп. 1.

[20] Прошение дьячка с. Сербичаны Хотинского уезда Дрочинского В. о назначении его священником Михайловской церкви (27.03.1813). – Национальный архив Республики Молдова (Arhiva Naţională a Republicii Moldova), ф. 205, оп. 1.

[21] Роспись исповедная Кишиневской и Хотинской епархии Хотинского цинута селения Сербичан Архангело-Михайловской церкви о находящихся прихожанах, кто из них во Святую Четыредесятницу был у исповеди и Святых тайн причастия, кто исповедался токмо, а не причастился и кто не исповедовался о Святых тайн и за каким винословием, 1822 года.

[22] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года апреля двадцатого дня Бессарабской области Хотинского уезда селения Сербичан, одноприходной Архангело-Михайловской церкви, состоящей на имении помещика, дворянина и Предводителя дворянства Оргеевского уезда, Николая Эммануиловна Донича, – о числе наличных Священно- и церковнослужителях, их женах и их мужского и женского пола детях.

[23] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года апреля двадцатого дня Бессарабской области Хотинского уезда селения Мендыкоуц, одноприходной Архангело-Михайловской церкви, состоящей на имении помещика, дворянина Константина Димтриева Кируша, – о числе наличных Священно- и церковнослужителях, их женах и их мужского и женского пола детях.

[24] Ведомость о Архрангело-Михайловской церкви селения Сербичан 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1896 год.

[25] Метрическая книга данная из Кишиневской духовной консистории Михайловской церкви села Сербичан, 5-го округа Хотинского уезда, для записи родившихся, браком сочетавшихся и о умерших, на 1885 год.

[26] Ведомость о церкви состоящей Хотинского уезда Кишиневской епархии в селе Мендыкоуцах за 1914 год.

[27] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года апреля двадцатого дня Бессарабской области Хотинского уезда селения Липник, двуприходной Архангело-Михайловской церкви, состоящей на вотчине принадлежащей Молдавского княжества монастырю Бурдужан, – о числе наличных Священно- и церковнослужителях, их женах и их мужского и женского пола детях.

[28] Ведомость о Архрангело-Михайловской церкви селения Сербичан 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1896 год.

[29] Мандзяк А.С. Священно- и церковнослужители Сокирянщины (XIX в. – 1920-е гг.): некоторые данные к историко-биографическому словарю // Сокирянщина: Історико-краєзнавчий альманах. / Упорядкування і редагування, О.С. Мандзяк. – Вип. 3. – Мінськ – Новодністровськ, 2011. – С. 169.

[30] Ведомость о Архрангело-Михайловской церкви селения Сербичан 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1896 год.

[31] Ведомость о Архрангело-Михайловской церкви селения Сербичан 5-го округа Хотинского уезда Кишиневской епархии за 1896 год.

[32] Роспись исповедная Кишиневской и Хотинской епархии Хотинского цинута селения Сербичан Архангело-Михайловской церкви о находящихся прихожанах, кто из них во Святую Четыредесятницу был у исповеди и Святых тайн причастия, кто исповедался токмо, а не причастился и кто не исповедовался о Святых тайн и за каким винословием, 1822 года.

[33] Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia): ed. oficială / alcăt. după date oficiale de C. N. Tomescu, secretarul General Arhiepiscopiei al Chişinăului şi Hotinului. – Chişinau.: Tip. Eparhială, 1922. – P. 127.

[34] Anuarul «Socec» al României-Mari: 1924 – 1925. – V. II: Provincia. – Bucuresti: Editura «Socec & Co». Soc. Anon., 1925. – P. 147.

[35] Соколовская С.П., Базилевская С.А. Непоколебимая вера Феодосия Светенко, священника церкви Рождества Богородицы предместья Гиска города Бендеры // V международная научно-практическая конференция «Михаило–Архангельские чтения». Сборник материалов международной научно-практической конференции, 18 ноября 2010 г. / Приднестровский Государственный университет им. Т.Г. Шевченко. Рыбницкий филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко.– Рыбница, 2010 г.

[36] Роспись исповедная Кишиневской и Хотинской епархии Хотинского цинута селения Сербичан Архангело-Михайловской церкви о находящихся прихожанах, кто из них во Святую Четыредесятницу был у исповеди и Святых тайн причастия, кто исповедался токмо, а не причастился и кто не исповедовался о Святых тайн и за каким винословием, 1822 года.

[37] Ревизская сказка тысяча восемьсот тридцать пятого года апреля двадцатого дня Бессарабской области Хотинского уезда селения Сербичан, одноприходной Архангело-Михайловской церкви, состоящей на имении помещика, дворянина и Предводителя дворянства Оргеевского уезда, Николая Эммануиловна Донича, – о числе наличных Священно- и церковнослужителях, их женах и их мужского и женского пола детях.

Залиште свій коментар